Книга вторая. Учение Шеллинга
Отдел третий. Философия тожества
Глава тридцать пятая. Вселенная, как божественное художественное произведение. Божественный и естественный принцип вещей
II. Порядок идей в диалоге Бруно
4. Видимая вселенная. Законы Кеплера
...Образцом для него было учение Пифагора. Подражая Платону, Шеллинг пытается дать такую конструкцию мира, выводя законы Кеплера непосредственно из вечных законов разума, в противоположность всякому эмпирическому обоснованию их из гипотетических сил, как это было сделано Ньютоном. Гегель, сделавший такое же построение законов Кеплера в своем трактате о путях планет, предшествовал Шеллингу в этом отношении, и Шеллинг указывает на этот пример своего друга.
...Мир тел есть видимый мир идей. Чем более общий характер имеют идеи, тем более служат они выражением вечного единства и целого. То же самое относится и к телам, они тем совершеннее, дают тем более отчетливое отражение мира идей, чем больше они охватывают в себе и чем более они независимы, порождая другие тела и повелевая ими: таковы мировые или центральные тела, из которых происходят подчиненные им тела.
III. Страны света в мире философии
Абсолютное единство противоположностей служит основным содержанием истинного умозрения во всех его великих подлинных формах; оно есть как бы первичный металл истины, появляющийся в этих формах в различной чеканке. Это единство есть принцип и центр тяжести знания; подобно тому, как центр тяжести Земли может быть рассматриваем с четырех различных сторон, так и этот принцип может быть выражен в четырех формах, представляющих собою как бы четыре страны в мире философии: это материализм, интеллектуализм, реализм и идеализм, представляющие собою, согласно шутливому сравнению Шеллинга, запад, восток, юг и север в мире идей. Всякая философская система, не ориентирующаяся согласно центру тяжести в одном из этих направлений, блуждает наудачу и основывает свои так называемые учения на неединстве, на противоположности идеального и реального, как оно выражается в обыденном сознании каждого человека. "Эти слова относятся к современной философствующей черни".
3. Реализм и идеализм
...В конце диалога Бруно-Шеллинг повторяет слова Джордано Бруно: "Величайшая заслуга состоит не в том, чтобы найти точку объединения, а в том, чтобы, исходя из нее, развить также и ее противоположность, в этом заключается настоящая и глубочайшая тайна искусства".