Куно Фишер (1821-1907) Шеллинг, его жизнь, сочинения и учение. - Спб.: Из-е Д. Е. Жуковского. 1905.

Dec 14, 2020 18:02


Глава восьмая. Жизнь в Вюрцбурге (октябрь 1803 - апрель 1806)
I. Новый круг деятельности
1. Ново-баварское государство
...На основании люневильского договора курфюрст должен был уступить Рейнский Пфальц Франции и в награду за это по решению имперского сейма (25 февраля 1803 г.) получил между прочим франконские епископства Вюрцбург и Бамберг. Таким образом Бавария сделалась новым государством, которое при новом властителе должно было и внутренне преобразоваться и стать впереди других немецких стран, как образцовое государство. Во главе правительства стоял министр Монжеля (Montgelas), отличавшийся французским складом мысли и получивший французское образование; он действовал в духе просвещенного деспотизма, который был выработан во Франции в восемнадцатом век и сделался образцом для всей Европы.

При Карле Теодоре Монжеля был изгнан из Баварии и стал играть роль гибкого царедворца при цвейбрюкенском дворе мелкого и злого тирана Карла II, которому наследовал брат Максимилиан Иосиф. С этим последним Монжеля вернулся в Мюнхен и сделался теперь главою правительства.

При прежних государях в Баварии господствовали иезуиты, теперь их должно было заменить просвещение, и новая Бавария должна была стать разумным государством. Поэтому реформа школ была важнейшим и первым из предполагаемых преобразований; школа должна была отделиться от церкви и быть чисто государственным или, как тогда выражались, "полицейским учреждением", учебные заведения должны были располагаться по степеням и быть приведены к единству. Отделившись от церкви, школа должна была стать независимою от вероисповеданий также и в преподавании религии; в своих официальных заявлениях правительство особенно подчеркивало эту независимость школы от вероисповеданий.

3. Преподавание в университете

...Вводным курсом служила его "Пропедевтика философии", чрезвычайно хорошо построенная с дидактической стороны и шедшая к цели кратчайшим путем. В ней он показывает, что первая и низшая ступень знания заключается в опыте, что затем является необходимость размышлять над опытом, что философия совпадает с возникшею от этого размышления точкою зрения и образует при этом ряд ступеней и систем. Для объяснения возможности опыта и мира, данного в опыте, существуют две точки зрения, первая и низшая имеет в виду только природу вещей, а вторая высшая сосредоточена на природе знания и представления; в первом случае возникает реалистическое, а во втором - идеалистическое направление. В каждом из них существует три ступени. В реалистическом направлении на первой ступени все объясняется из телесной природы вещей, на второй - из противоположности телесной и духовной природы, а на третьей - из единства той и другой: таким образом возникают материализм, дуализм и учение о тожестве; материализм принимает характер атомистических и гилозоистических систем, дуализм развит в системе Декарта, а учение о единстве - в системе Спинозы. Идеалистическое направление также проходит эти три ступени, оно развивает свою атомистическую систему в учении Лейбница, дуалистическую - в учении Канта и Фихте и достигает своей цели в соответствующем спинозизму учении о тожестве, завершающем идеализм и философию вообще: основание этого завершения положено им, Шеллингом. Его собственная система достигает своей вершины в "философии искусства". Курс философии искусства, прочтенный в Иене, он два раза повторяет в Вюрцбурге (1804 и 1805).

Куно Фишер, Шеллинг, Немцы, Школа, Механика понимания, Механизмы познания, Государство

Previous post Next post
Up