Книга III
Глава VI. О праве приобретения вещей, захваченных на войне
VII. По праву народов становятся нашими вещи, отнятые на войне нашим противником у других; что доказывается свидетельствами.
...В другом месте (кн. VII), отвечая вольскам, римляне высказались следующим образом: «Мы считаем наилучшим способом приобретения - захват добычи по праву войны. Поскольку это право установлено не нами, а исходит скорее от богов, чем от людей, и составляет обыкновение всех народов, как греков, так и варваров, то мы ничего не уступим вам из малодушия и не откажемся от того, что мы приобрели силою оружия. Наибольшим позором является утрата вследствие страха или тупоумия приобретенного доблестью и бесстрашием».
XXI. О том, что похищение казенного имущества может распространяться на военную добычу.
...Об этом среди прочего свидетельствует пример Л. Сципиона, который был осужден судом как виновный в расхищении государственного имущества, по словам Валерия Максима (кн. V, гл. 3), за то, что получил на четыреста восемьдесят фунтов серебра более, чем передал в казну (Ливий, кн. XLV); а также об этом свидетельствуют примеры и других, о которых было сообщено ранее. М. Катон в речи по вопросу о военной добыче, по сообщению Авла Геллия (кн. II, гл. XVIII), в сильных и замечательных выражениях клеймил безнаказанность и распущенность казнокрадства. Из этой речи сохранился следующий отрывок: «Похитители частных имуществ проводят свой век в узах и оковах. Расхитители же государственного имущества ходят в золоте и пурпуре».
XXIII. Так, военная добыча может быть уступлена союзникам.
...Добавь к тому же, что едва ли существует обыкновение оказывать услуги безвозмездно. «Так, - по словам Сенеки, - врачам уплачивается следуемая им плата за оказанные ими услуги, поскольку они, будучи отвлечены от своих дел, посвящают свое время нам» («О благодеяниях», кн. VI, гл. 15).
XXIV. Нередко также - подданным; что может быть пояснено различными примерами из сухопутной и морской войны.
...4. А то, что представляло собой публичное достояние врагов или собственность их царя, было изъято из подобного права. Так, мы читаем о македонянах, что когда они ворвались в Лагерь Дария у реки Пирам, они разграбили громадный запас золота и серебра и ничего не оставили в неприкосновенности, кроме шатра царя, «чтобы согласно древнему обычаю, - по словам Кв. Курция, - встретить победителя в шатре побежденного царя». От этого не отличался обычай евреев, возлагавших венец побежденного царя на царя-победителя (II Самуил, XII, 30); и ему же предназначали (что можно прочитать в разделе о царе в Своде Талмуда) царский обоз, захваченный на войне.
Сходное мы находим в деяниях Карла Великого; когда он победил венгров, то частное имущество поступило воинству, царское же достояние - в его казну. А у греков «добыча» поступала в казну, как мы показали ранее, а «захваченное во время битвы» шло частным лицам. Греки различали «захваченное во время битвы» и «добычу», взятую после победы.
...Лагерь Брута и Кассия разграбили воины Октавиана и Антония (Аппиан, «Гражданская война», кн. IV). Во время другой гражданской войны сторонники Флавиев, дойдя до Кремоны, хотя и наступила ночь, поспешили захватить штурмом эту богатую колонию, опасаясь, чтобы сокровища кремонцев не попали в руки к префектам и их заместителям. Ибо из практики было известно, по славам Тацита, «что добыча города, взятого штурмом, поступает к воинам, а города, сдавшегося на милость победителя, - начальникам» («История», кн. III).
...В других местах воинам отдается определенная доля добычи, как, например, в Испании, где то пятая часть, то третья, то, наконец, половина остается у короля, а седьмая, иногда десятая, часть - у командующего войсками, остальное же достается в собственность захватившим добычу, за исключением военных кораблей, которые целиком поступают королю («Законы Испании», кн. IV, разд. XXVI, ч. 2)