Всемирная история (1955-1965) АН СССР Том IV.

Nov 03, 2020 13:10


Глава II. Народы континентальной Африки
...Ещё до XI в. в Западном Судане между Нигером и Баконом существовало небольшое княжество Мали, по-видимому, находившееся в зависимости от царей Ганы. Известен один из правителей этого княжества - Муса Кеита (1200-1218), которому приписывается основание города Кангаба на Нигере, несколько выше города Бамако. Один из его потомков, Сундьятта, известный под именем Мари Джата (1230-1255), отразил набеги племён сосо, разбил войска правителей Ганы, разрушил их столицу и на месте нынешнего селения Ньяни основал новую. По преданиям, военачальники Сундьятты овладели районом золотых рудников Вангара и страной Текрур. Ему приписывают улучшение внутренней организации государства, расчистку лесных участков, расширение полей и разведение хлопка. К началу XII в. главный город страны - Мали - стал уже крупным торговым центром. Владения царей Мали были расширены вплоть до Гао на востоке. Таким образом, была объединена значительная часть Западного Судана, от Сенегала на западе до границ нынешней Нигерии на востоке.
...

В хрониках неоднократно встречаются упоминания вроде следующего: «Аския сделал набег на жителей Уагалу, убил их вождя, а детей побеждённых, все их стада и их рабов захватил и увёл в Гао». Рабский труд применялся главным образом в земледелии. По словам одной хроники: «Под начальством некоторых надсмотрщиков находилось сто рабов, обрабатывавших землю. Другие имели 60. 50, 40 и 20 рабов». Цари Сонгаи, раздавали духовным лицам и своим приближённым земли вместе с рабами. Так например, один из высших представителей мусульманского духовенства, некий Альфа Кати, обратился к царю с просьбой о помощи, и царь «дал ему поместье Дьянгалья в области Юнфа с 13 рабами, которые должны были работать на него, а также надсмотрщика и 40 мер зерна для посева». Другой приближённый получил 3 поместья по 200 рабов в каждом. Аскии Сонгаи переселяли захваченных ими рабов с одного конца государства в другой, чтобы воспрепятствовать их побегу.

...К этому времени относится первое столкновение владык Сонгаи с султанами Марокко. Марокканский султан предложил уступить ему соляные копи Тагазы. В ответ на это аския Исихак послал туарегов разорить Южное Марокко. При Дауде (1549-1582) марокканцы напали на Тагазу, убили местного правителя и разрушили соляные промыслы. В 1582г. марокканский султан Мулай Ахмед аль-Мансур послал в Судан богатые дары, чтобы почтить вступившего на престол аскию Мохаммеда III. Позднее марокканцы снарядили войско под начальством Джудара-паши, состоявшее в большинстве своём из наёмников-европейцев, имевших артиллерию, и из местных войск, вооружённых аркебузами и копьями. В битве при Тондиби (1591 г.) сонгайская армия, численно превосходившая марокканскую, но вооружённая только копьями и луками, была разбита. Марокканцы заняли Тимбукту и Гао.

...Согласно летописной традиции, сложившейся, по-видимому, в XVI в., в стране существовали «Семь Хауса», т. е. семь городов-государств - Гобер, Даура, Бирам, Кацина, Зария, Кано и Рано; два из них - Кацина и Даура - считались «царями рынка», т. е. вели торговлю, Кано и Рано - «царями индиго», т. е. занимались изготовлением и окраской тканей на сбыт, Гобер считался «царём войск», т. е. защищал всех остальных. Наконец, Зария был «царём рабов» и снабжал все города Хауса рабами. Города эти никогда не составляли единого государства. Постоянные междоусобные войны, прерывающиеся временными союзами и объединениями, характерны для истории Хауса вплоть до конца XVIII в.

...С португальскими мореплавателями начали соперничать кастильцы. Тогда Португалия добилась от папы Николая V издания буллы от 8 января 1455 г., предоставлявшей Португалии все провинции, острова, гавани и т. д., от мыса Бохадор и Нан. Новый папа, Калликст III, 13 марта 1456 г. издал новую буллу, предоставившую все права на новые открытия в Африке ордену Иисуса, главой которого был Генрих Мореплаватель, что давало в руки португальцам могущественные средства борьбы против конкурентов. Так, например, один из капитанов, некий де Прад, задержанный португальскими кораблями в водах Африки с богатой добычей, был привезён в Португалию и сожжён как еретик, осмелившийся ослушаться папского эдикта.

...С XV в. стала развиваться торговля рабами, которая приобрела особое значение в XVI-XVII вв., когда начался вывоз рабов сначала в Вест-Индию, затем в Южную Америку, а

потом во Флориду и Луизиану.

Государство Конго

...Вскоре после второго путешествия Као португальцы посетили столицу, а в декабре 1490 г. из Лиссабона вышло несколько кораблей с плотниками, каменщиками и разным оборудованием, предназначенными для постройки церквей. В марте 1491 г. флот этот достиг Конго. Вскоре состоялось торжественное крещение местного царя Нзинга Мбемба, принявшего имя Дон Альфонсо I. Быстрому принятию им христианства способствовало то обстоятельство, что в это время государство Конго подвергалось нападениям племён мундеквета, борьба с которыми велась в течение долгих лет. В этих условиях правители Конго охотно приняли предложения португальцев, так как крещение было одним из условий получения помощи. Действительно, в начале XVI в. с помощью португальцев Альфонсо I отогнал северные племена амбунду. Во второй половине XVI и начале XVII в. на восточные границы государства непрестанно производили набеги племена яга. В 1542 г. яга разрушили столицу Конго, но в 1546 г. их удалось изгнать. В 1565 г. в результате нового нападения племён яга король Конго потерпел поражение, но в 1574 г. он с помощью португальцев разбил их. С конца XVII в. имя яга исчезает. На смену им появляется новый враг с севера - цари Соньо. Так же как и цари Конго, они старались получить помощь португальцев и в этих целях приняли христианство. В 1631 г. они захватили северные провинции Конго - Каконго и Нгойо. В 1636 и 1641 гг. они разбили войска царей Конго. Тогда царь Конго Антонио I, решив отказаться от помощи португальцев, издал в 1665 г. манифест об освобождении страны от португальцев, отказался от католичества и вновь обратился к религии предков.

Глава III. Народы Америки до начала европейской колонизации

...Типичными для этой группы были тлинкиты. Главным источником их существования была рыбная ловля; рыба лососевых пород составляла их основное питание. Недостаток в растительной пище возмещался сбором диких ягод и плодов, а также водорослей. Для каждого вида рыбы или морских животных существовали особые гарпуны, дротики, копья, сети. Тлинкиты пользовались костяными и каменными шлифованными орудиями. Из металлов им известна была лишь медь, которую они находили в самородном виде; её ковали холодным способом. Чеканные медные плитки служили средством обмена. Гончарство не было известно. Пищу варили в деревянных сосудах, бросая в воду раскалённые камни.

...Интересен способ, которым тлинкиты получали шерсть: они загоняли в огороженные места диких овец и коз, стригли их и снова отпускали на свободу. Из шерсти ткали накидки, позднее из шерстяной ткани стали изготовлять рубашки.

...Отдельные племена стояли на разных ступенях перехода от материнского рода к отцовскому; у тлинкитов при рождении ребёнок получал имя материнского рода, но в отрочестве ему давалось второе имя - по отцовскому роду. При заключении брака жених отрабатывал у родителей невесты год или два, затем молодые уходили в род мужа.

...Алгонкинским словом «томагавк» тогда называлась изогнутая деревянная палица с шарообразным утолщением на боевом конце, иногда с костяным наконечником.

Всемирная история (1955-1965), Америка, Золото, Рабы, Индейцы, Африка

Previous post Next post
Up