Смирнов Андрей Вадимович (1958 - ) Всечеловеческое vs. общечеловеческое (2019)

Oct 26, 2020 20:42


Глава 5. Н.Я. Данилевский: категория «всечеловеческое» и концепция культурно-исторических типов
...Странным образом интеллигенция, т. е. творческая и созидающая часть общества, отвыкала в России именно от этого: она теряла привычку творчески претворять низовое в элитное. Она привыкала - и привыкла - питаться готовыми продуктами элитной культуры Запада, вплоть до того, что и критерии оценки результатов культурного творчества также брались готовыми. Потеря главного качества верхового слоя культуры - способности претворять низкое в высокое и оплодотворять низкое высоким - стало главной чертой и главной трагедией русской интеллигенции, усиливавшей ее отчуждение от общества; взамен интеллигенция начала только себя и считать обществом. Это же стало и основной трагедией русского общества и русской культуры, приведшей к страшной катастрофе 1917 г.

Черта эта не изжита до сих пор; главное же, что она и не осознана. Русская интеллигенция и сегодня подобна избалованному ребенку, который собирает крем со всех пирожных на чужих столах и отказывается от каш, супов и прочей «грубой» пищи стола собственного: отворачиваясь с презрением от низкого, морща нос, русский интеллигент и сегодня не способен творить, он способен только пересказывать чужое.

...Русские писатели XIX в. и были подлинными творцами - но не слой русской интеллигенции того времени, способной не творить, а только брать готовое и пересказывать. Пресловутая «особость» русской интеллигенции, боюсь, состоит именно в этой неспособности к творчеству.

...Данилевский за свою жизнь провел по поручению правительства десяток длительных, многолетних экспедиций, в ходе которых обследовал все рыбные промыслы европейской части России; им было составлено законодательство, регулирующее рыбные и тюленьи промыслы. Помимо многочисленных трудов, составленных по долгу службы и частью вошедших в упомянутое законодательство, частью же остающихся в архивах, при жизни Данилевский написал и опубликовал две научные книги по демографии и климатологии, а также целый ряд статей, в т. ч. по политическим и экономическим вопросам, которые были объединены Н. Н. Страховым в увесистый сборник, опубликованный после его кончины. Осталась незаконченной и вышла после его смерти книга «Дарвинизм», направленная против учения Дарвина.

...Для исламского мира характерно традиционное геополитическое представление о трех регионах: да̄р ас-сала̄м «обитель мира» (собственно исламский мир), да̄р ал-х̣арб «обитель войны» (весь прочий мир) и с̱уг̣ӯр «бреши» (пограничье между двумя регионами), фактически снимающее с повестки дня вопрос о соотношении между идентичностью второго и третьего уровней.

Что может быть срединной идентичностью, идентичностью второго уровня, для России? Вот вопрос; и отвечают на него только Данилевский и классические евразийцы.

...То, о чем говорят названные мыслители, можно выразить двумя терминами: «целостность» (не «целое» - именно «целостность») и «соборность». Если Западная Европа - это территория латинства, или католицизма, или западного христианства, то Россия - это православие, восточное христианство. И это - не только религиозное деление, но и разделение типов мировоззрения. «Соборность» - определяющая черта православия для названных мыслителей. Это выражается прежде всего в том, что, с точки зрения православия, полнотой истины обладает только вся Церковь целиком - Церковь соборная, собранная. Это - принципиальный момент, в котором западное христианство разительно отличается от православия. Соборность предполагает собранность всех. Это означает, что если не хватает хотя бы одного, то теряется полнота истины - сама истина тем самым утеряна. Всесубъектность и все-ценность (ценность каждого, невозможность пожертвовать хотя бы одним), таким образом, оказываются органичны для этого мировоззрения.

В западном христианстве, утверждают евразийцы, на месте этого мы видим догмат о непогрешимости (безошибочности) папы ex cathedra, т. е. когда он выражает вероучительные истины как глава церкви. Получается, что принцип соборности, который исторически и является исконно христианским принципом, устранен и подменен единоличной властью папы. Это - вопрос не просто церковного устава, это - вопрос метафизический: разрушить соборность значит разрушить истину как всесубъектность.

Церковь, Католичество, Интеллигенция, Данилевский, Смирнов Андрей Вадимович

Previous post Next post
Up