Смирнов Андрей Вадимович (1958 - ) Всечеловеческое vs. общечеловеческое (2019)

Oct 25, 2020 18:59


Глава 4. Странничество русской интеллигенции. Славянофильство и западничество
...Славянофилы, с одной стороны, противопоставлены западникам; но, с другой, их объединяет исходная любовь к России и желание найти для нее идеальную судьбу. Исходным вопросом для славянофильства был вопрос о том, почему Европа столь несправедлива к России; почему возникает это расщепление между Европой и Россией, которое их самих, как людей европейски образованных, не могло не беспокоить:

В нас живет желание человеческого сочувствия; в нас беспрестанно говорит теплое участие к судьбе нашей иноземной братии, к ее страданиям, так же как к ее успехам; к ее надеждам, так же как к ее славе. И на это сочувствие, и на это дружеское стремление мы никогда не находим ответа: ни разу слова любви и братства, почти ни разу слова правды и беспристрастия. Всегда один отзыв - насмешка и ругательство; всегда одно чувство - смешение страха с презрением. Не того желал бы человек от человека*.

В этом смысле славянофилы делают шаг вперед в сравнении с теми, кого теперь будут называть западниками. Почему? Мы видели на примере и Чаадаева, и Герцена, что и у них на деле есть расщепление между русским и европейским. Что они называют европейским, является проекцией их собственно русских представлений - об идеальном устройстве общества, о всеобщей гармонии, о сглаживании всех противоречий. Эта неосуществимая русская мечта для них и оказывается Европой. Когда они сталкиваются с реальной Европой, они могут отшатнуться от действительности: это не то, что они называют «Европа» или «Запад».

Таким образом, и у них есть расщепление русского и европейского - но они этого не осознают, не подвергают рефлексии, не ставят как вопрос.

*Хомяков А. С. Мнение иностранцев о России // Хомяков А. С. Полное собрание сочинений. 3-е изд., доп. Т. 1. М.: Университетская типография, 1900. С. 3-4.

А. С. Хомяков удивительно точно и, к сожалению, современно подмечает дух вечного ученичества, поразивший русскую интеллигенцию. Вот как он высказывается о времени, последовавшем за петровскими реформами: «Направление, данное нам почти за полтора столетия, продолжается и до нашего времени. Принимая всё без разбора, добродушно признавая просвещением всякое явление западного мира, всякую новую систему и всякий оттенок системы, всякую новую моду и оттенок моды, всякий плод досуга немецких философов и французских портных, всякое изменение в мысли или в быте, мы еще не осмелились ни разу хоть вежливо, хоть робко, хоть с полусомнением спросить у Запада: всё ли то правда, что он говорит? всё ли то прекрасно, что он делает? Ежедневно в своем беспрестанном волнении называет он свои мысли ложью, заменяя старую ложь, может быть, новою, и старое безобразие, может быть, новым, и при всякой перемене мы с ним вместе осуждаем прошедшее, хвалим настоящее и ждем от него нового приговора, чтобы снова переменить наши мысли» (Там же. С. 13). А разве изменилось что-то в России за следующие полтора века после того, как были сказаны эти слова?

Русский мир, Хомяков, Славянофилы, Смирнов Андрей Вадимович, Культура

Previous post Next post
Up