Приложения
О мире, начале его и древности
Трактат был напечатан в масонском журнале «Покоящийся трудолюбец», издававшемся Н. И. Новиковым, ч. II (1784) и ч. III-IV (1785). <...> Автором трактата был, возможно, известный писатель и философ А. Т. Болотов, принимавший деятельное участие в изданиях Новикова.
...Число философов, приписывавших вину бытия мира мыслящему существу, весьма немногочисленно. Если исключить Анаксагора и тех, мои последовали учению Платона, то все другие причину миробытия приписывали, кажется, не другому чему, как случаю или нужде. Сами платоники принимали и божество и нужду и признавали и то и другое за действующую причину мира. Вот как о сем Платон рассуждает:* «Бог родил мир от века и, производя оный, следовал мысли, или совершенному образцу, который он имеет в самом себе всем возможным вещам. Вещество (материя) существовало еще прежде, и оно есть мать мира, так как бог есть его отец. Следовательно, мир есть вещь родившаяся, бог есть начало рождающее, а материя есть вещь, в коей зачатие мира.
Итак, премудрость и нужда суть действующая, вина миробытия, ибо премудрость есть не иное что, как бог, а нужда с веществом есть едино».
*In Timaeo.
...Напоследок мы можем за верное утвердить, что в древности большая часть принимали мир вечным, все же те, кои полагали, что мир имел начало, допускали вообще преждебытие материи, наконец, они заключали, что мир есть или чрезмерно древен, или время, воспоследовавшее по сотворении его, исполнено толикою темнотою и покрыто толь густым мраком, что совершенно невозможно ничего сказать известного о его начале.
...Тертуллиан говорит, что христиане молили о продолжении Римской империи и, уверены будучи, что вселенная разрушится с нею, старалися молитвами отдалить несчастия, угрожавшие кончиною миру.
...Впрочем, за верное, кажется, утвердить можно, что Ориген принимал преждебытие (praeexistentiam) материи, как то видно из одной его беседы, и он в своих положениях явно признает, что мир не уничтожится, но переменит токмо свой образ.