Любарский Георгий Юрьевич (1959-) Происхождение иерархии: история таксономического ранга (2018)

Oct 22, 2020 19:56


Глава 2. Средние века: создание таксономии из ничего
Восстановление: Аквинат и логика
...Очень характерной деталью средневековой схоластики и средневекового университета были диспуты (Федчук, 2011). Их проводили, как сейчас проводят экзамены, они были не только у студентов-старшекурсников, но и у магистров, и доктора выступали с показательными диспутами - это была целая культура, с хорошо развитыми правилами. Спорили не как угодно, а только придерживаясь правил. Тезис, который будет защищать диспутант, был известен заранее, и к диспуту можно было подготовиться. Культура диспута была наследием методологии аристотелизма. В диспуте происходит поиск решения с опорой на высказанные аргументы сторон. Движение спора идет не с самого верха, не от Единого, и не от «фактов», а от мнений достойных внимания людей.

В схоластических сочинениях, во многом подобным диспуту по устройству, было принято делить изложение на отдельные тезисы; при ответе на вопрос принято было приводить взгляды «за» и «против» (pro et contra), указывая аргументы, на которые опираются эти взгляды. Только после четкой формулировки вопроса и разных мнений, предложенных для его разрешения, принято было приводить свой ответ, который, конечно, должен был сопровождаться опровержением аргументов противников и доказательством собственной точки зрения. В заключение считалось правильным указать возможные возражения на свой ответ (придуманные автором или ставшие ему известными) и опровергнуть эти возражения.

...Среди таких правил - то, что до того, как отвечать на доводы оппонента, требовалось повторить его аргументы своими словами. Этим достигалось взаимное понимание. И этой же процедурой отсекались пустые разговоры, выискивание случайных ошибок, неудачных оборотов и примеров.

...Очень распространен умеренный реализм: универсалии находятся вне познающего разума (не «субъективны»). Они - признаки, они существуют в вещах, но не вещи, их находит в вещах интеллект, но они все же присущи не уму, а объективному положению дел. Эти «признаки» можно считать основой различения вещей, самым важным, «сущностью», в соответствии с которой строится понятие о вещи. Такую позицию уже называют концептуализмом (Шпет, 2009).

...Часто изложение спора об универсалиях, этой магистральной линии в развитии интеллектуальной жизни Европы, начинается с имени Абеляра (1079-1142), знаменитого философа. Он прожил нелегкую жизнь, себя считал последним существующим на Земле философом, и жил в осознаваемой им ситуации гибели культуры (Шишков, 2003).

...Во «внечеловеческой», «объективной» природе рангов не существует, ранги создает человеческое сознание, но они создаются «естественно», это мощное познавательное средство, инструмент, с помощью которого мы познаем мир, он никоим образом не произволен и не случаен. Это не «предрассудок», а отображение опыта, возникающее при сравнении большого множества объектов.

Впрочем, к этому Абеляр добавлял объяснение, почему вообще существующие вещи сходны друг с другом. Происходило это потому, что Бог производит в своем уме формы, которым следуют вещи при своем воплощении. Бог творит формы; вещи уподобляются слепкам с этих форм; человек с помощью индукции в своем восприятии создает обобщенный образ слепков, во многом похожий на исходную божественную форму, но все же смутный и несовершенный. Сейчас, конечно, объяснение причины сходства в природе до некоторой степени изменилось. Но не очень радикально: вещи как реализация и пересечение законов рассматриваются примерно в том же аспекте.

...После того, как античный мир погрузился в новую политику варварских королевств, вопрос об универсалиях не обсуждался - вопросом было количество грамотных и возможность переписывать книги Боэция.

...Изменились только слова, в которые одеты эти идеи. Точно ту же логику можно проводить не относительно генов, а относительно общих признаков, и в некоторых кладистических работах именно так и сделано. По этому поводу был спор о том, телесны или бестелесны универсалии. Когда предпочитают рассуждать о признаках-синапоморфиях, которые существуют в организмах, но никаким образом неотделимы от них - это соответствует позиции бестелесных универсалий, а когда о генах, - это соответствует позиции, согласно которой универсалии обладают субстанциальностью и телесностью. Правда, тогда спор об универсалиях шел с XI по XIV в., а сейчас он длится всего каких-то лет 150, многое еще впереди (Любарский, 1996б, 2015а; Riegner, 2013).

...Может показаться, будто Фома сказал что-то, вполне очевидное для здравого смысла, и не надо много знать, чтобы сказать что-то подобное. Но дело много сложнее. Вещь существует в разуме благодаря своей интенциональной форме, благодаря интенции - термину, который был создан в схоластике и стал популярен в ХХ в., в феноменологии. Интенция (intentio) - это то, что переводит потенциально мыслящий интеллект в актуально мыслящий. Говорится мысль совершенно парадоксальная: сама вещь благодаря интенции существует в уме. Когда мы работаем с нашими представлениями, поворачиваем в уме вещь разными сторонами, соединяем с разными понятиями - мы исследуем саму вещь, то, что мы узнаем, имеет к ней отношение - это не просто наша игра во внутреннем мире, это реальность.

Благодаря интенциональной форме вещь присутствует в интеллекте.



Розыгрыш понятий: луллисты

Францисканец Раймунд Луллий (1232-1315) пытался разработать логическую науку, которая понимается как строгое умение отличать истину от лжи, причем главное внимание уделяется техническому проведению операций, которые должны быть столь просты и элементарны, чтобы их мог производить любой профан.

С помощью механического моделирования и комбинаторного искусства любой человек мог бы открывать новые истины. Луллий утверждал, что система вложенных кругов была ему прямо открыта свыше. Он после долгого поста и молитв поднимался на гору Ранда на острове Майорка. На листьях кустарника он увидел проступающие буквы, под дуновением ветерка эти буквы колыхались, образуя все новые сочетания. Луллий придумал «искусственный интеллект»: общие понятия, наподобие категорий Аристотеля, представляют собой буквы, и их сочетания составляют все мысли, которые только можно иметь. Сочетая общие понятия друг с другом, составляя фразы, словами в которых являются универсалии, можно складывать мысли, отображающие мир.

Фома Аквинский, Луллий, Любарский, Понятийные поля, Механизмы познания, Абеляр

Previous post Next post
Up