Александр Петрович Куницын (1793-1840)
Рассмотрение книги «Опыт теорий налогов», сочиненной Николаем Тургеневым
Напечатано в журнале «Сын отечества» в 1818 г.
...Другого рода замечание также весьма основательно делает автор насчет несбыточных планов по части финансов (стр. 17-18). Здесь полагает он различие между проектами мечтательными, основанными на пустых выкладках, которые можно назвать политическою поэзиею, и между проектами, основанными на существе вещей, представляющими очевидную пользу или, несомненно, к истреблению зла служащими. Насчет первых приводит он остроумное замечание Юма: «Из всех людей самые вреднейшие суть сочинители политических проектов, если они имеют власть в руках своих; они же и самые жалкие и смешные, если не имеют сей власти».
...Обычаи новейших народов во всем различны от обычаев народов древних. «Римляне поставляли себе за честь платить тем более, чем знатнее они были.
Знатные люди новейших времен находят честь свою совсем в противном».
...II. Разные чрезвычайные поборы; так, например, в Англии во время последней междоусобной войны,* говорит автор, правительство для содержания армии приказало, чтобы каждый из подданных раз в неделю не обедал и чтобы доплатил деньги, оттого сбереженные, казне. Сия подать принесла 608 400 стерлингов дохода в продолжение шести лет.
*Имеется в виду война США с Англией в 1776-1783 гг. за национальную независимость.
…
Право естественное (1818)
Введение
I. О природе человека
§ 5
...Способность желать по предписаниям разума называется волею в тесном смысле, склонение воли к осуществлению предмета - решимостию. Последствие, бывшее побудительного причиною воли, называется целию деяния и намерением лица действующего. Цель, для которой другие цели служат средствами, называется главною или
непосредственною.
…
§ 6. Поколику человек может располагать своим поведением независимо от внешних впечатлений, то он называется свободным. <...>
…
§ 7. Разум, предписывая воле правила, тем самым доказывает ее свободу, ибо чрез то предполагается в воле возможность поступать различным образом, а не по одному какому-либо направлению необходимому. Если бы воля была несвободна, то предписания разума были бы напрасны, ибо в них содержалось бы или то, к чему воля необходимо стремится, или то, чего она по природе своей исполнить не может. <...> Итак, свобода в отрицательном смысле есть независимость воли от чувственных побуждений, в положительном же - есть способность последовать предписаниям разума.