Глава IV. Бог в механической вселенной
Божественное вмешательство в ньютоновской вселенной
...Для этого позднего поколения французских секуляристов религиозные интересы Ньютона казались полной патологией. Даже сегодня многие с большим удивлением узнают, что человек, заложивший основы классической механики, мог питать такой большой интерес к библейским пророчествам и религиозным глубинам алхимии. В своих исторических исследованиях Ньютон опирался на предрассудки, пусть и не полностью идиосинкразические, но несомненно отстающие от современной ему науки.
...Ньютон вывел не менее 15 формальных правил для интерпретации Библии. Мы обращаем внимание на аналогии и единообразие в природе, и точно так же, по мнению Ньютона, должны уважать аналогии в стилях пророчеств. Такой пророческий символ, как «зверь» Апокалипсиса, всегда означает царство или аналогичную политическую систему. Мы ищем уверенность в математизации природы и соответственно должны отбирать те интерпретации Писания, которые сводятся к единому буквальному смыслу. В дискуссии с Лейбницем Ньютон обращался к принципу простоты, чтобы изгнать с небес скрытую материю, и в том же духе утверждал, что толкования, прилагаемые к Писанию, должны максимально упрощать все проблемы.
В своем 9-м правиле он сам проводит параллель: «Совершенство всех творений Господа в том, что им присуща величайшая простота... Для того, чтобы понять устройство мира, нужно стараться свести знание о нем к максимально возможной простоте, и так же следует поступать для того, чтобы понять пророческие видения».
…
Глава V. Наука и религия в эпоху Просвещения
Введение: атака на официальное христианство
...Английский деист Мэттью Тиндал видел в человеческом разуме источник такого неиссякаемого богатства, что в 1730 г. предположил, что Всемогущий должен и будет судить людей в соответствии с тем, как они пользовались своим разумом. Самая рациональная религия, утверждал позже Джозеф Пристли (1733-1804), - та, которая победит, если все религии станут состязаться на равных условиях.
Религиозная польза науки
...Двусмысленности в ньютоновской философии природы, очерченные в предыдущей главе, систематически истолковывались в пользу божественного вмешательства как в природе, так и в истории. Не склонный к материализму, Бентли утверждал, что сила тяготения не является неотъемлемым свойством материи. Он также указывал, что механистическая модель дальнодействия требует излучения частиц из притягивающего тела, распространяющихся во всех направлениях, - и эту концепцию он находил абсолютно неприемлемой.
Бентли подчеркивал идею Ньютона о том, что сила притяжения исходит из центра тел, а ее величина зависит от массы, а не от площади поверхности. Это как будто бы опровергало механическое обоснование, строившееся на давлении частиц. Ведь если гравитация могла проникать в центр твердого тела, то значит, это - сила, «совершенно отличная от тех сил, посредством которых материя воздействует на материю». Таково было мнение Кларка, который, подобно Бентли, считал, что существование мира зависит «в каждый момент от некоего Высшего Существа». Для Бентли, как и для Ньютона, изящество обратноквадратичного закона, а также движение планет по замкнутым орбитам было доказательством существования божественного Математика. Против тех, кто строил гипотезы о возникновении вселенной из случайного столкновения атомов, у Бентли имелся еще один ньютоновский аргумент. Ньютон, уверенный в единстве материи, считал, что плотность тела отражает количество содержащегося в нем пустого пространства. Порообразность тел подтверждалась прохождением световых частиц через такой твердый материал, как стекло. Плотность веществ настолько различна, что в большинстве тел пустоты должно быть больше, чем вещества. На основании этой идеи Бентли делал вывод о реально ничтожном количестве материи во вселенной. Она содержит так мало атомов по сравнению с объемом пространства, что при условии равномерного распределения у пары атомов нет шансов на то, чтобы столкнуться друге другом, не говоря уж о том, чтобы образовать целый мир.
...В течение 1680-х гг. страх перед папизмом был важной темой в рассуждениях людей, называвших себя вигами. Для Джона Локка перспектива католической монархии, правитель которой стал бы вассалом иностранного властителя, означала обращение «всего королевства в кабалу и папизм». Сам Ньютон разделял мнение Локка, что католицизм может быть привлекателен лишь для непостоянных и не привыкших задумываться умов.
...С точки зрения натуральной философии это означало, что в мире должны проявляться рациональные ограничения, которыми руководствовалась божественная мудрость в процессе творения. Соответственно, у Лейбница появлялись и богословские аргументы против ньютоновского вакуума:
«Признавая существование вакуума в природе, мы приписываем Богу крайне несовершенную работу. Я выдвигаю принцип, что любое совершенство, которым Бог мог наделить предметы без ущерба для их прочих совершенств, в действительности было ими получено. Теперь представим себе полностью пустое пространство. Бог мог поместить некоторое вещество в этом пространстве; следовательно, не бывает полностью пустого пространства; следовательно, пустоты не существует».
Если существует вакуум, то нет никаких оснований, по которым Богу следовало бы прекращать процесс творения, вместо того, чтобы обогащать свои труды дальнейшим разнообразием.
…
Другие источники разочарования в религии
...Ненависть, с которой велась атака на официальное христианство, по большей части вызывалась чувством политической несправедливости, а не согласием с новейшими научными теориями.
Антиклерикализм порой имел и социальные, а не чисто политические, корни, в том смысле, что деисты могли прибегать к услугам сатиры, которая, по крайней мере в Англии, получила хождение после реставрации монархии (1660) и все чаще направлялась против жестких требований аскетической христианской этики.