Глава III. Параллель между научной и религиозной реформами
Проблема интеллектуальной свободы: Галилей и Уилкинс
...Уилкинс рассматривал молчание Библии по таким вопросам, как множественность миров, не как запрет, а как приглашение к обсуждению этой идеи. В подобной свободе было фактически отказано Галилею, который получил от своего друга Чьямполи совет не говорить ничего, что могло бы намекать на внеземную жизнь, чтобы не порождать неудобные вопросы: например, каким образом потомки Адама и Евы могли оказаться на Луне?
Протестантизм и практическая наука
...Изучать книгу природы - допустимое применение разума, этого дара, который отличает человека от зверей.
Кроме того, занятия наукой отвлекают от чувственных соблазнов - как выразился Роберт Бойль, от баб, бутылки и любовниц.
…
Глава IV. Бог в механической вселенной
Введение: исторический парадокс
...Наследие механистической философии XVII века явственно проявляется в таких терминах, как «генная инженерия», и в описаниях компьютеров как машин, способных имитировать некоторые аспекты человеческого разума.
…
Замена органических метафор механическими
...Уильям Гилберт (1540-1603), несмотря на вполне современный с первого взгляда подход к экспериментам с магнитами, укорял Аристотеля за то, что тот не сделал следующий шаг. Греческий философ отрицал существование души у Земли - оплошность, которую стремится исправить Гилберт: «Мы полагаем, что вся вселенная одушевлена и что все планеты, все звезды, а также благородная Земля с начала времен управляются вложенными в них душами и имеют склонность к самосохранению». Управляются душами - не физическими законами.
...Так, Галилей отрицал мнение, будто жар - это реальное свойство или качество, существующее в теле, которое ощущает тепло. Для Галилея жар был ощущением, которое производит внутри нас «бесчисленное множество крохотных частиц, имеющих определенную форму и движущихся с определенной скоростью».
…
Богословское оправдание механистической философии
... В механистической философии усматривали орудие для защиты христианства, несмотря на то, что в течение XVII века к ней прибегали и такие мыслители, как Томас Гоббс (1588- 1679), который ставил под сомнение нематериальность души. Не подписываясь под атомарной философией, Фрэнсис Бэкон утверждал, что она более соответствует учению о Божественном провидении, чем аристотелевская теория:
«Более того, даже та школа, которую более других обвиняют в атеизме, в наивысшей степени демонстрирует религиозность; я говорю о школе Левкиппа, и Демокрита, и Эпикура - ибо в тысячу раз более вероятно, что четыре изменчивых элемента и одна неизменная пятая сущность, должным образом и навечно размещенные, не нуждаются в Боге, чем то, что армия бесконечно малых частиц или неукорененных семян создали бы такой порядок и красоту без божественного предводителя».