Дипломатия в годы второй мировой войны Под ред. А. А. Громыко (и др.).
Глава двадцать первая. Потсдамская конференция
...В связи с этим И. В. Сталин писал У. Черчиллю: «Я думаю, что встреча необходима и что удобнее всего было бы устроить эту встречу в окрестностях Берлина. Это было бы, пожалуй, правильно и политически». Черчилль ответил, что будет очень рад встретиться с И. В. Сталиным и Трумэном «в самом ближайшем будущем», и выразил надежду, что встреча могла бы иметь место около середины июня. Черчилль торопился с созывом конференции руководителей трех великих держав. Еще в телеграмме Трумэну 12 мая 1945 г. он призывал провести такую встречу, пока войска США занимают часть советской зоны оккупации в Германии и еще до того, как англо-американские силы в Европе будут ослаблены переброской соответствующих контингентов на Дальний Восток. Черчилль стремился ускорить встречу и в связи с тем обстоятельством, что в июле в Англии предстояли выборы в парламент и ему лично хотелось принять участие в столь важной конференции, так как он не был уверен в победе на этих выборах его партии консерваторов. Американское правительство предложило, однако, созвать конференцию 15 июля 1945 г. Трумэн оттягивал встречу до того, как в США будет испытана атомная бомба, чтобы он смог на конференции применить «атомную дипломатию» в переговорах с представителями СССР. В переговорах с Гопкннсом в Москве, как уже отмечалось, была согласована дата созыва конференции - 15 июля. Черчилль в конце концов также согласился с этой датой.
...
Присутствовавший на конференции Маршал Советского Союза Г. К. Жуков вспоминает: «...вернувшись с заседания, И. В. Сталин в моем присутствии рассказал В. М. Молотову о состоявшемся разговоре с Г. Трумэном. В. М. Молотов тут же сказал: «Цену себе набивают». И. В. Сталин рассмеялся: «Пусть набивают. Надо будет переговорить с Курчатовым об ускорении нашей работы».
Я понял, что речь шла об атомной бомбе.
...Советская делегация указывала также, что американцы и англичане вывезли много оборудования из той части советской зоны оккупации, где они временно находились до занятия ее советскими войсками. Списки вывезенного оборудования были вручены представителям США и Англии.
...На конференции рассматривался вопрос о главных военных преступниках. Советская делегация выразила готовность принять английский проект, предусматривавший предание этих преступников скорому суду. Однако она предложила, чтобы в проекте были перечислены главные немецкие преступники, «такие, как Геринг, Гесс, Риббентроп, Розенберг, Кейтель и др.». Как указывал И. В. Сталин, молчание по этому вопросу могло быть расценено так, что союзники собираются спасать главных преступников, что они отыграются на мелких преступниках, а «крупным дали возможность спастись»