Практическая философия Гегеля
Гегелизм. Статья третья (1859)
...Требование стройности сделало его философом мысли; требование действительности заставило его черпать мысли из глубины явлений человеческого духа; отсутствие вражды к партии реакции, одновременные занятия древним миром и богословием позволили ему оценить историю в ее живом развитии, и он сделался философом исторической мысли. Не случайно в отдельном сочинении он говорил об историческом развитии, но оно вошло как необходимый элемент во все его миросозерцание, легло в самое основание диалектического процесса, сплелось с его построением Логики, Политики, Религии, Философии. «Философия должна понять действительность» и «Философия есть ее время, схваченное в мыслях» - это были выражения, дополняющие друг друга.
...Он еще помнил то, что обещал Гелдерлину: «Жить лишь для свободной истины, никогда, никогда не заключать мира с постановлениями, определяющими, что должно думать и чувствовать». Тогда он заключал «Феноменологию» словами: «Понятая история составляет воспоминание и склеп безусловного духа, действительность, истину и прочность его престола, без чего он был бы безжизнен и одинок,- в кубке этого царства духа пенится ему его бесконечность».
...Мы далеки от мысли, чтобы считать оценку самих фактов в этих сочинениях безусловно верною; напротив, они весьма часто искажены, что и должно было ожидать от берлинского профессора, который имел уже в истории свои любимые явления, следовательно, не мог ни верно понять, ни справедливо оценить всю совокупность явлений.
...Разум должен принять в свое развитие начало бессознательного творчества, из которого постепенно вырабатывается сознательное знание; разум должен отказаться от воссоздания всего из себя, но должен видеть в своем развитии постепенное усвоение внешней действительности рядом с беспрестанной перестройкой своих созданий. Пусть еще раз попробуют гегельянцы построить природу в пестром разнообразии ее явлений и стройном созвучии ее законов; это их сблизит с изучением природы, слишком ими пренебреженной. Но тот, кому удастся это построение без натяжки фактов, совершит удивительное дело и будет действительным соперником материалистов на их собственной почве.