Дипломатия на первом этапе общего кризиса капиталистической системы
Глава двадцать третья. Образование очага войны в центре Европы. Советская дипломатия в борьбе за создание системы коллективной безопасности (1933-1935 гг.)
...Раушнингу Гитлер разъяснял: «Нам нужна Европа и ее колонии. Германия - только начало...». Но он, Гитлер, не начнет войны немедленно после взятия власти. Наоборот, он будет сначала даже смягчать конфликты, подписывать любые договоры и соглашения, вести политику «примирения» со всеми недавними врагами. Я буду двигаться этапами, пояснял нацистский главарь. Однако в конечном счете, считал он, «меч будет все решать».
Разбойничьи аппетиты гитлеровцев поистине не знали границ. «Не провинции, а геополитические категории, -- нагло заявлял Гитлер, - не национальные меньшинства, а континенты, не поражение, а уничтожение противника, не союзники, а сателлиты, не перемещение границ, а перетасовка государств всего земного шара, не мирный договор, а смертный приговор - такими должны быть цели великой войны».
...20 февраля 1933 г. в имперской канцелярии в присутствии Шахта состоялось совещание Гитлера и Геринга с крупными промышленниками Германии. Изложенные Гитлером основные черты программу подготовки новой мировой войны преисполнили присутствующих на конференции руководителей ведущих монополистических объединений таким восторгом, что они тут же ассигновали 3 млн. марок в фонд нацистской партии. Крупп фон Болен унд Гальбах взял слово, чтобы «выразить Гитлеру благодарность от имени 25 присутствующих промышленников за то, что он дал... такое ясное представление о своих идеях».
...Большую роль в финансировании германской тяжелой индустрии играли крупнейшие финансовые группы США - Моргана (финансирование германской электротехнической и авиационной промышленности), Рокфеллера (обмен патентами и финансирование «ИГ Фарбениндустри» и ряда отраслей военной промышленности), Меллона (тесное сотрудничество с «Ферейнигте алюмпниумверке»). Активную финансовую помощь немецким монополиям оказывали также «Дженерал моторе» и банковские фирмы «Диллон Рид энд компани», «Шредер бэнкинг корпорейшн оф Нью-Йорк», «Чейз нейшнл бэнк» и др. Министр военно-морского флота США Нокс говорил, что в 1934 и 1935 гг. Гитлеру поставлялись «сотни первоклассных авиационных моторов, изготовляемых в США».
... В опубликованном 9 июня 1933 г. заявлении Вашингтона «пакт четырех» характеризовался как «доброе предзнаменование».
15 июля 1933 г. в Риме пакт между Англией, Францией, Германией и Италией о «согласии и сотрудничестве» был подписан. Так в обход Лиги наций, вопреки действовавшим международным соглашениям сколачивался блок, представлявший собой попытку сговора двух империалистических группировок: Англии и Франции, с одной стороны, и Германии и Италии - с другой.
…
2. Внешняя политика СССР в условиях назревания военной опасности
XVII съезд ВКП(б), собравшийся в январе - феврале 1934 г., констатировал не только крах временной стабилизации капитализма и неизбежность обострения всех его противоречий, но и назревание новой мировой войны.
...В заявлении советской делегации, сделанном М. М. Литвиновым, было указано, что при наличии длительных кредитов, нормальных условий для советского экспорта и других благоприятных факторов СССР готов разместить в короткий срок за границей заказы на сумму примерно в 1 млрд. долл. Советский Союз заявил о возможности закупить в ближайшее время приблизительно на 100 млн. долл. цветных металлов, на 200 млн. долл. черных металлов, примерно на 100 млн. долл. текстильного, кожевенного сырья и каучука, примерно на 400 млн. долл. оборудования, на 50 млн. долл. потребительских товаров и т. д.
...Франко-советский договор вызвал беспокойство английских правящих кругов, которые пустили в оборот лживую версию об «угрозе изоляции» Англии и требовали в качестве ответной меры немедленного соглашения Англии с фашистской Германией.
...16 мая 1935 г. состоялось подписание советско-чехословацкого договора о взаимопомощи. При этом в протоколе подписания договора (ст. 2) было оговорено, что участники договора придут на помощь друг другу только в том случае, если Франция придет на помощь государству, ставшему жертвой агрессии. Таким образом, действие советско-чехословацкого договора ставилось в зависимость от поведения Франции. Интересно то, что эта оговорка был сделана по настоянию министра иностранных дел Чехословакии Бенеша.