Эрнст Кассирер (1874-1945) Жизнь и учение Канта (1918)

Jan 21, 2020 18:04


Глава пятая Построение критической этики
...Клопшток для него «отнюдь не подлинный поэт», так как ему отказано в подлинной способности изображения: он трогает лишь «per sympathie», поскольку он сам говорит растроганно. Еще более резко и непреклонно литературное и этическое суждение Канта о всей плеяде «писателей романов», которые, подобно Ричардсону, рисуют в своих героях образы выдуманного идеального совершенства, полагая, что побуждают этим волю к подражанию. Все эти «мастера в области чувствительной и преисполненной аффектов манеры», по его мнению, только «мистики вкуса и чувства». Чувства, правда, вызывают слезы, но ничто в мире не высыхает быстрее, чем слезы; принципы деятельности должны быть основаны на понятиях.


Глава шестая Критика способности суждения
...Спекулятивная эстетика, вышедшая из круга флорентийской академии и развивавшаяся затем от Микеланджело и Джордано Бруно до Шефтсбери и Винкельмана, - просто продолжение и разработка основных мотивов, возникших у Плотина и в неоплатонизме. Согласно этому воззрению художественное произведение рассматривается только как отдельное, особенно яркое выражение той «внутренней формы», на которой основана вообще связь универсума. Построение и членение художественного произведения есть непосредственно созерцаемое единичное выражение того, что есть мир как целое.



Кант, Кассирер

Previous post Next post
Up