Глава третья Построение и основные проблемы «Критики чистого разума»
...Условия, на которых основан опыт как функция, суть одновременно условия всего, что мы можем получить из него в качестве результата; ибо определение объектом основано на взаимопроникновении чистых форм созерцания и чистых рассудочных понятий, посредством которых многообразие простого ощущения связывается в системе правил и тем самым превращается в «предмет».
…
«Во всех явлениях, - так формулирует Кант принцип антиципации восприятия, - реальное, которое есть предмет ощущения, обладает интенсивной величиной, т.е. степенью». Пустые места пространства и времени были бы вследствие полной гомогенности чистого пространства и чистого времени совершенно однородны и поэтому в качестве таковых неразличимы. Признак их различения может быть получен, только если мы полагаем в них определенное содержание и мыслим в этом содержании различие «большого» и «малого», «большего» и «меньшего». Схватывание посредством ощущения наполняет, строго говоря, только одно мгновение: неделимому «теперь» соответствует неделимое содержание ощущения, которое можно мыслить меняющимся от момента к моменту. «Ощущение» как нечто в явлении, схватывание чего не есть последовательный синтез, идущий от частей к представлению в целом, не имеет экстенсивной величины; отсутствие ощущения в одном и том же мгновении представило бы его пустым, следовательно, = 0. То, что в эмпирическом созерцании соответствует ощущению, есть реальность (realitas phaenomenon), а то, что соответствует его отсутствию, есть отрицание = 0. Однако каждое ощущение может ослабевать, т.е. может убывать и постепенно исчезать. Поэтому между реальностью в явлении и отрицанием существует непрерывный ряд многих возможных промежуточных ощущений, различие между которыми всегда меньше, чем различие между данным ощущением и нулем, т. е. совершенным отрицанием; иными словами, реальное в явлении всегда имеет величину... но не экстенсивную». Поэтому все ощущения как таковые даются только a posteriori, однако их свойство, то, что они обладают степенью, что эта степень, испытывая изменение, всегда должна меняться, может a priori рассматриваться как необходимое. В этом смысле можно, следовательно, «антиципировать» свойства эмпирического, своеобразную определенность восприятий. «Достойно удивления, - так завершает Кант появление этого основоположения, - что в величинах вообще мы можем познать a priori только одно их качество, а именно непрерывность, во всяком же качестве (в реальном содержании явлений) мы познаем a priori только его интенсивное количество, т. е. то, что они имеют степень; все же остальное предоставляется опыту.
…