Глава третья Построение и основные проблемы «Критики чистого разума»
...Начиная с понятия «трансцендентального», следует сказать, что Кант называет трансцендентальным каждое познание, которое занимается не только предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным a priori. Поэтому ни пространство, ни какое бы то ни было его априорное геометрическое определение не есть трансцендентальное представление; трансцендентальным может называться лишь знание о том, что эти представления вообще не имеют эмпирического происхождения и о том, каким образом они, тем не менее, могут относиться к предметам опыта.
скользящая шкала...
…
И, таким образом, мы только теперь понимаем, в каком смысле с точки зрения строго «трансцендентального» рассмотрения всем этим основным понятиям - понятию пространства и времени, величины и числа, субстанциальности и каузальности и т. д. - может и должен быть приписан момент «субъективности». Эта «субъективность» означает лишь то, что утверждает вообще коперниканский переворот; она определяет в качестве исходного пункта не предмет, а специфическую закономерность познания, к которому должна быть сведена определенная форма предметности (будь то теоретического, этического или эстетического характера). Как только это понято, сразу же исчезает тот оттенок «субъективного», который придает данному утверждению видимость индивидуального и произвольного.
…
Следовательно, необходимость начинать со своеобразия функции познания, чтобы в ней определить своеобразие объекта познания, - такова «субъективность», о которой здесь только и идет речь.
…
«В любой философии, - сказано в другом замечании, - собственно философское есть метафизика науки. Все науки, где применяется разум, имеют свою метафизику». И только этим окончательно показано, в каком смысле был оставлен прежний, догматически-объективный путь старой онтологии и при этом все-таки сохранено и углублено в сторону «субъективности» понятие метафизики. «Объективное в науках - так можно было бы сформулировать это в кантовском понимании - их теоремы»; субъективное - их основоположения. Мы рассматриваем геометрию «объективно», если исходим из ее теоретического фактического содержания как целостности законов о пространственных фигурах и пространственных отношениях; «субъективно» - когда задаем вопрос не о ее результатах, а о принципах ее построения, об основных аксиомах, значимых не для того или иного пространственного построения, а для каждого пространственного полагания как такового. Именно этой направленности вопроса Кант в дальнейшем твердо держится. «Метафизика есть наука о принципах всего познания a priori и всего познания, которое следует из этих принципов. Математика имеет такие принципы, но она не есть наука о возможности этих принципов».
…