Часть пятая (заключительная)
Подводя итоги...
Раздел I
Ю. Хабермас и Э. Гидденс
…
Глава третья
Э. Гидденс: его видение итогов и перспектив развития социологии на исходе XX века (Давыдов Ю. Н.)
…
2. Распад ортодоксального консенсуса и амбивалентность его оценки
…
Как известно, сен-симоновская и контовская критика кризисного сознания «легистов», основанная на социологическом осмыслении якобинского террора, понятого как кульминационный пункт французской революции, совпадала с общим направлением той критики, какой подверг ее Гегель в «Феноменологии духа» (в особенности, в специальном параграфе под примечательным названием «Абсолютная свобода и ужас». Называя соответствующий тип сознания рассудочным (в отличие от разума и разумности вообще), Гегель подчеркивал его негативно-разрушительный характер, каким и должен, согласно его системе, обладать рассудок, будучи духом, «отчужденным от себя», вступившим в разлад с самим собою, со своим собственным принципом целостности и органичности.
о. только что вроде было насчет когнитивной консистентности и ейной же диссонансности...
…
Раздел II
Вместо заключения: постмодернизм и социология
Глава первая
Постмодернизм: вызов стабилизационному сознанию в социологии? Ранний предвестник или инициатор нового кризиса? (Давыдов Ю. Н.)
…
Общество уже не нуждается в услугах людей, специальной функцией которых - а это и была основная функция интеллектуалов в совсем еще недавнем прошлом - заключалась в теоретическом (а точнее - идеологическом) узаконении государственного порядка, политической власти как таковой. Ибо ее не без успеха выполняет весь механизм общества потребления, которое действует, в основном, методом «соблазнения», достигая с его помощью ничуть не меньшего, чем то, что прежде достигалось прямым насилием и репрессиями (включавшими идеологическое управление сознанием).
Интеллектуалы, как люди, специальностью которых является «работа» с идеями, идеалами, ценностями и т. д. оказываются перед угрозой перманентной безработицы.
…