История теоретической социологии отв. ред. Ю. Н. Давыдов т. 2 (2002)

Jun 09, 2019 22:26



Раздел первый. Социально-философский контекст первого кризиса теоретической социологии

Глава первая. Социология Вильфредо Парето (Разумен ли Homo Sapiens?) (А. Б. Гофман)



Если Дюркгейм утверждает, что наука не может и не должна разрушать объект, который она изучает, то Парето как раз стремится его разрушить.

Парето, как и Дюркгейм, считает идеалы реальной действующей силой; но в отличие от последнего он не верит ни в один из них. Для него это лишь эффективно действующие мифы, «теории» (это понятие в его истолковании часто носит саркастический оттенок), которые являются либо результатом добросовестного заблуждения, либо инструментом обмана, с помощью которых элиты осуществляют свое господство.



Характерные черты представителей правящей элиты: высокая степень самообладания; умение улавливать и использовать для своих целей слабые места других людей; способность убеждать, опираясь на человеческие эмоции; способность применять силу, когда это необходимо. Последние две способности носят взаимоисключающий характер, и управление происходит либо посредством силы, либо посредством убеждения. Если элита неспособна проявить какое-либо из этих качеств, она сходит со сцены и уступает место другой элите, способной убедить или применить силу. Отсюда тезис Парето: «История - это кладбище аристократий».



Согласно теории Парето, политические революции происходят вследствие накопления в высших слоях элементов низкого качества, обусловленного замедлением циркуляции элиты, либо другой причиной.



Понимание истинного места элиты в обществе позволило перейти от бессодержательных и туманных положений о «подлинной» демократии как о власти Самого Народа, о Самоуправлении Народа, к представлению о демократии как о специфической открытой системе формирования «циркулирующих» элит, публично конкурирующих между собой за авторитет и власть.



Глава вторая. Гаэтано Моска: утрата веры в демократические идеалы (отказ от аксиоматики «естественного права»)



Основные причины потери господствующего положения любым классом состоят, с точки зрения Моска, либо в утрате качеств, благодаря которым он пришел к власти, либо в их неадекватности новой социальной среде.



Моска ввел еще одно исходное понятие - «социальный тип».



Если национальные чувства народа недостаточно сильны, моральные и интеллектуальные силы ослаблены, а политическая организация имеет серьезные изъяны, то «такое государство может стать игрушкой мировой религии или политического мирового учения, например католицизма или социал-демократии».



Моска вполне солидарен с Летурно в том, что у дикарей и варваров интеллектуальный прогресс идет значительно быстрее прогресса в сфере морали, и добавлял, что это обстоятельство свойственно также цивилизованным народам, выходящим из периода социальной дезорганизации.



Он отвергал идеи о построении пролетарского государства, поскольку оно неизбежно переродится в крайне бюрократизированное государство.

...

Парето, История теоретической социологии, Моска, Давыдов

Previous post Next post
Up