Поль Анри Гольбах (1723-1789). Естественная политика, или беседы об истинных принципах управления

Jun 01, 2019 22:04


(1773)

Падет невольно
сила без разума...
Гораций



ТОМ ВТОРОЙ

Беседа седьмая
О ПОЛИТИКЕ ВООБЩЕ



§ XVIII. Причины обезлюдения



Заселение городов всегда происходит за счет деревень. Поля должны кормить государство, города же являются рынками и складами товаров, предназначенными поставлять земледельцам предметы, в которых они нуждаются. Нет ничего более чуждого мудрой политике, чем огромные города, которые в конце концов поглощают почти все богатства и почти всех жителей государства.



В хорошо организованном государстве людей не следует перемещать с места на место, зато богатства должны здесь свободно циркулировать по всей территории страны.

Слишком большие города представляют собой как бы места засорения или закупорки сосудов государственного организма, порождающие злокачественные опухоли, которые, распространяя заражение и преграждая путь циркулирующей крови, в конце концов приводят к гибели всего организма. Жизнь деревенского жителя, полная забот, меньше подвергает
его опасностям пороков, являющихся уделом многолюдных обществ.



§ XXI О колониях



Нет ничего более безрассудного, чем образование колоний в то время, когда сама метрополия нуждается в подданных. Испания, уже обезлюдевшая вследствие многочисленных войн, религиозных суеверий, нетерпимости и порочности своего правительства, оказалась доведенной до бессилия, до самой постыдной бездеятельности, даже до нищеты только из-за того, что стала на путь завоеваний и создания поселений в Новом Свете, где она сначала истребила местных жителей, лишившись своих будущих граждан.



Швейцарцы, несмотря на их умеренное правительство, вынуждены продавать своих сограждан в солдаты воинственным державам Европы, чтобы освободиться от подданных, избыток которых принес бы голод в их горную и бесплодную страну. Эта политика напоминает политику тех командующих осажденными крепостями, которые принуждают свои войска к вылазкам для того, чтобы уменьшить число едоков.



§ XXII. О налогах



С другой стороны, народы лишь с сожалением лишают себя результатов своего труда; каждому человеку от природы свойственно оказывать себе предпочтение перед всеми остальными; ему гораздо больше хотелось бы использовать для себя блага, которыми он обладает, чем жертвовать часть этих благ в пользу общества, членом которого он является; связь своих интересов с общественными гражданин обыкновенно представляет себе очень смутно и неопределенно; нередко он совсем не понимает, чем обязан родине.



§ XXVI. О торговле



Судя по отношению европейцев к народам открытых ими далеких земель, можно подумать, что они гораздо безрассуднее и бесчеловечнее самых нецивилизованных дикарей. Они смотрят на людей, живущих в далеких странах, как на животных, которых можно обманывать, обирать, истреблять без зазрения совести. Достоверно известно, что европейцы очень редко стремились превратить эти народы в своих друзей или союзников. В мире нет существа более жестокого, чем алчный купец, когда сила на его стороне и когда он уверен в том, что его преступления, из которых его страна может извлечь выгоду, будут с восторгом одобрены ею.



§ XXIX О пределах торговли



При прочих равных обстоятельствах всегда необходимо предпочитать продукцию собственной страны; если же предпочтение отдается иностранной продукции, то мы вправе предположить, что либо заграничные товары лучше, либо правительство сознательно стесняет производство своих подданных и препятствует развитию отечественного земледелия и торговли.
Чем больше у народа потребностей, тем сильнее он зависит от тех, кто может эти потребности удовлетворить. Следовательно, политика должна по возможности ограничивать излишний рост потребностей подданных: если благоразумие не установит для них границ, они в конце концов станут совершенно неутолимыми; постепенно самые диковинные прихоти и фантазии превратятся в потребности, и тогда богатство, в котором народ надеялся обрести силу, послужит лишь для порождения надуманных запросов, для снабжения нации продуктами и предметами, в которых она не нуждается и ценность которых существует только в воображении.



§ XXX О распределении богатства



Канцлер Бэкон сравнивает богатство государства с навозом: если собрать его в большую кучу, он не принесет никакой пользы и даже повредит плодородию почвы; но распределите его хотя бы самым тонким слоем по поверхности земли, и он оплодотворит все поле.



Гольбах

Previous post Next post
Up