ШКОЛЬНЫЕ НУЖДЫ.
Пос. Пешковский. Школа не блещет богатством обстановки в деревне вообще, но здесь какая-то особенная, вопиющая нищета. Несмотря на свое четырехлетнее существование, училище не обзавелось специальным зданием и принуждено ежегодно перетаскиваться с одной квартиры на другую. Иногда, как напр. в минувшем году, квартиры эти невообразимо тесны (на 9 кв. саж. площади пола, ¼ которого занимает печь, приходилось помещать 50 с лишним человек учащихся). Наглядных учебных пособий, если не считать таблицу прописных букв, никаких нет. Парты времен Ноя, сколоченные из 2-х и более саженных тесниц, поражают своей неуклюжестью, не отвечают главнейшим требованиям самой элементарной гигиены. Библиотек нет. Ученик, желающий читать, должен или подавить в себе это стремление, или довольствоваться лубочными изданиями, продаваемыми разными мелочниками, книжками, написанными топорным языком и весьма сомнительного содержания.
Отсутствие руководств и пособий ставит и самое дело преподавания в невозможные условия. Учителю приходится буквально выбиваться из сил, самому выдумывать наглядные пособия, что при отсутствии материалов, если и не невозможно, то крайне трудно. Кроме того, без библиотеки школа при самой блестящей постановке не даст учащимся необходимого умственного развития, не удовлетворит их потребности, не достигнет цели.
Ван-фон-Лидич.
Забайкальская новь, № 1510, 23 сентября 1912 года.