Наткнулся на статью некой Марии Мельник, написанную для украинского издания «Европейская правда». Статья на украинском языке, но крайне любопытная, так что я не поленился ее перевести на русский.
Судя по статье, новость об увеличении квот прокачки для «Газпрома» через газопровод OPAL вызвал настоящую панику на Украине, в Польше и странах Балтии.
Естественно, сразу же поднялись крики о «безопасности» Европы и о «руке Москвы». Но на самом деле главное - это то, что сближении позиций России и Германии на основе своей выгоды, лишает Украину и Польшу большей части доходов за транзит газа. Ну, а Балтийские страны голосят за компанию, заодно понимая, что от монополии «Газпрома» их в таком случае не спасут никакие плавучие терминалы, как
не спас Литву ее терминал «Независимость». Мало того, теперь уже Германия может стать транзитером газа в Чехию, Словакию, Австрию и т.д., что приведет к росту цены на газ в Польше и Украине - ведь доходы за транзит испарятся, как дым.
Прямые поставки газа через «Северный поток» после расширения использования OPAL немедленно лишают Украину 290 млн долларов дохода, а в перспективе 2 млрд долларов. С учетом резко упавших доходов от разрыва экономических связей с Россией деньги критические. Сколько потеряет Польша неизвестно, но тоже не одну сотню миллионов евро. Поневоле взвоешь!
Кстати, мне всегда казалось поразительным то, что наибольший накал русофобии все время демонстрируют те европейские страны, которые получают наибольший профит от сотрудничества с Россией. До каких-то пор такая политика определенные дивиденды приносила, но всему хорошему когда-то приходит конец. И его уже ощутили прибалтийские страны, Польша и Украина. Но что характерно, тут в полной мере работает пословица «старую собаку новым фокусам не выучишь», и эти страны продолжают пытаться действовать в духе русофобии и противостояния в Россией. Ну, то же - флаг в руки, барабан на шею… и скорый поезд навстречу.
Ниже статья
Марии Мельник в «Европейской правде», переведенная на русский язык.
OPAL раздора. Зачем ЕС подыграл антиукраинским планам "Газпрома"
На днях информационное пространство всколыхнула новость о решении Еврокомиссии разрешить "Газпрому" использовать большие мощности немецкого газопровода OPAL. Это позволит россиянам поставлять больше газа через "Северный поток" и меньше - через украинскую ГТС.
Также СМИ сообщили о довольно неоднозначных перспективах решения Еврокомиссии в антимонопольной деле против "Газпрома". Якобы за злоупотребление своим положением тот может обойтись без больших штрафов. Действительно в Брюсселе назревает очередная измена, которая повредит интересам Украины? Попробуем разобраться.
Немного истории
В течение последних десятилетий "Газпром" пытается закрепить собственное господствующее положение в поставках газа в Европу. Долгое время российской компании это удавалось. Сейчас российский монополист является крупнейшим поставщиком газа в Европу с долей более 30%.
При этом методы завоевания рынка избирались нерыночные. Можно вспомнить ситуацию 2009 года, когда из-за конфликта с Украиной "Газпром" поставил под угрозу поставки газа и в ЕС (прим. мое. естественно, сама Украина, начавшая отбирать поставляемый через ее территорию в Европу газ, не при чем, виноват исключительно Газпром).
Европа чувствительна к этому вопросу, ведь некоторые страны Юго-Восточной Европы зависят от российского газа до 100%.
Чтобы определить процентную долю зависимости Европы от импорта российского газа, мы поделили импорт из РФ на общее потребление «голубого» топлива в каждой из представленных стран.
Европейцы, в свою очередь, последовательно боролись против такой политики. Еще в 2003 году в Европе поднимался вопрос о доминирующей позиции "Газпрома".
Графика DiXi Group по данным Международного Энергетического Агентства
Тогда Еврокомиссия и российский монополист достигли договоренности на фоне попытки изолировать рынок Италии. Сделка заключалась в том, чтобы предоставить итальянской Eni право перепродавать газ, купленный ранее у "Газпрома", не только внутри, но и за пределами страны. Таким образом было отменено так называемое условие доставки (destination clause), которая запрещала перепродавать поставленный русскими газ.
Вместе с тем, только "газовые войны" 2005 и 2009 годов заставили Брюссель прибегнуть к решительным действиям, в частности принятию Третьего энергетического пакета - набора директив и регламентов, призванного открыть национальные рынки газа для конкуренции и диверсификации поставщиков.
Несправедливые цены: начало антимонопольного расследования
Уже с 2011 году начался массовый процесс пересмотра долгосрочных контрактов "Газпрома" и его партнеров в Европе.
В частности, энергетические компании Германии и Италии, E.on и Eni, обратились к российскому монополисту по поводу пересмотра контрактной цены газа, учитывая изменения на мировом рынке. Также в 2011 году был поднят вопрос пересмотра контракта между "Газпромом" и Литвой.
Но попытки договориться с россиянами были напрасными, поэтому немецкая E.on, итальянская Eni и литовская Lietuvos dujos решили подать иск против "Газпрома". Позже география исков расширилась, охватив польский PGNIG и чешское подразделение немецкой RWE.
В сентябре 2011 года ЕС начал проверки в офисах покупателей "Газпрома" и его ассоциированных компаний в Центральной и Восточной Европе. В Брюсселе отметили, что причина расследования - подозрения в установлении несправедливых цен в 8 странах: Болгарии, Чехии, Венгрии, Польши, Словакии, Эстонии, Латвии и Литве.
Последней каплей, которая привела к началу расследования, стала жалоба Литвы на применение "Газпромом" методов нечестной конкуренции.
Уже в сентябре 2012 году против "Газпрома" активизировалось антимонопольное расследование, начатое Генеральным директоратом ЕК по вопросам конкуренции.
Три главных обвинения таковы: препятствование свободному обращению газа между странами ЕС, препятствование диверсификации поставок и установки несправедливых цен.
Наконец, в 2015 году Украина начала собственное антимонопольное расследование против "Газпрома".
Расследование продолжается уже 5 лет и Еврокомиссия несколько раз делала в нем паузы для детального изучения дела. По мнению некоторых аналитиков, приостановление по делу проходили по двум причинам: первая - бюрократия внутри Еврокомиссии, вторая - эффективное использование Россией рычагов влияния в ЕС.
Если очень надо, то можно?
Несмотря на показательную обеспокоенность Европы монопольным положением "Газпрома", 28 октября ЕК довольно неожиданно вышла решению по газопроводу OPAL.
Самое интересное, что в соответствии с европейскими директивами, а именно статьи 36 Директивы 2009/73/ЕС об общих правилах внутреннего рынка природного газа, а также антимонопольного законодательства ЕС, не допускаются действия, направленные на злоупотребления одним из участников рынка своим доминирующим положением.
Решение ЕК выглядит нелогичным.
Получив разрешение на дозагрузку газопровода OPAL, российский монополист сможет претендовать на поставку в ЕС дополнительно от 7,7 до 10,2 млрд кубометров газа, тогда как общий объем газа, который будет поступать из РФ по газопроводу, сможет достичь 28 млрд кубометров. По мнению аналитиков Stratfor, это решение позволит "Газпрому" начать активную кампанию по лоббированию "Северного потока-2".
Для Украины соответствующее решение было неожиданностью, уже после его одобрения Киев начал считать свои потери.
Перспективы для Киева в этом направлении нельзя назвать светлыми: Украина, по сути, уже потеряла к 10 млрд кубометров транзита в год, тогда как контракт между странами на предоставление транзитных услуг действует только до 2019 года.
По оценкам "Нафтогаза", Украина может потерять около 10 млрд кубометров транзита газа в год, что эквивалентно около $ 290 млн прибыли. В случае реализации "Северного потока-2" потери могут достигать $ 2 млрд. В течение 2015 транзит российского газа через Украину составил 67,1 млрд кубометров, что эквивалентно 66% от общего объема транспортируемого газа "Газпромом" в Европу, доход от транзита в 2015 году составил около $ 2 млрд.
Хотя Брюссель до сих пор официально не предоставляет поддержку проекта "Северный поток-2", появляется все больше причин думать, что Еврокомиссия готова согласовать его реализацию при определенных условиях.
Вместо того, чтобы применить ко всему проекту - в том числе морской части - требования Третьего энергетического пакета, ЕС может разработать регуляторную схему, позволив загрузки сначала части мощностей, а потом почти всех, как это произошло в ситуации с OPAL.
Вице-президент Еврокомиссии Шефчович продолжает подчеркивать, что украинский транзит в Европу остается приоритетом. В то же время, правительства стран-членов ЕС стремятся вести бизнес, будет выгодным для самой страны.
Именно из этих соображений можно объяснить позицию Германии в отношении новых трубопроводов.
В 2012 году страна потребила 88 млрд кубометров газа, тогда как до 2020 года предполагается рост потребления в 95 млрд кубометров (так же оно должно вырасти в Европе в целом). "Газпром" является крупнейшим поставщиком газа в страну.
Учитывая прогноз роста спроса и неопределенную ситуацию с другими источниками поставок, немецкое промышленное лобби достаточно эффективно продвигает идею об исключительно "экономическую природу" российских газовых проектов.
Борьба продолжается
И преждевременно считать, что "Газпром" переигрывает общую политику ЕС. Если "газовая война" в 2009 году была толчком к созданию единой внешней энергетической политики ЕС, то "гибридные войны" "Газпрома" 2011-2014 годов стали ключевой предпосылкой для создания Энергетического союза.
Эта масштабная стратегия Брюсселя развивается достаточно стремительно, учитывая темпы европейской бюрократии. В июне этого года Совет ЕС согласовал основные подходы к проекту Решение о создании механизма обмена информацией о межправительственных соглашений. Документ является одним из краеугольных камней Энергетического союза: за ним Еврокомиссия оценивать межправительственные соглашения по поставкам газа, прежде чем они будут подписаны.
То есть, если это решение будет введено в действие до конца года, любые соглашения РФ на поставки газа потребуют разрешения Брюсселя.
Такое разрешение будет трудно получить, если соглашение будет означать увеличение доли "Газпрома" на рынках, где он и так доминирует, если это приведет к искажению конкуренции и затруднение доступа других поставщиков. Таким образом, позиция Европы по "Северному потоку-2" также становится более очерченной и понятной.
Украина и официальный Брюссель не одиноки на фронте борьбы с "Северным потоком-2".
На переднем крае также Польша, которая уже вмешивалась в процесс реализации проекта из-за блокирования создании совместного предприятия между "Газпромом" и пятью энергокомпаниями в ЕС. Поэтому пока реализацию этого проекта "Газпром" должен финансировать самостоятельно. Что касается позиции США, то они также настроены против "Северного потока-2". По официальным заявлениям, страна глубоко обеспокоена угрозой энергобезопасности Восточной Европы и стран Балтии.
Единым фронтом
Пока нет окончательного решения Еврокомиссии по поводу антимонопольного дела против "Газпрома", можно только прогнозировать вероятные границы компромисса и их последствия для Украины.
Несмотря на решение о OPAL, обозреватели предполагают, что речь идет о большом "пакетную" соглашение между ЕС и русскими.
Принимая во внимание сложившуюся ситуацию, Украина стоит серьезно задуматься над развитием енергодипломатии, которая сосредотачивается на вопросах энергетической безопасности как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе. Это позволит отстаивать собственные интересы и не допустить дальнейшего давления со стороны "Газпрома".
Примером успеха для нас может быть Литва, которая вместе со вступлением в ЕС начала использовать все рычаги борьбы с монополизацией энергетического рынка со стороны России.
Среди механизмов борьбы было исполнение Третьего энергетического пакета ЕС, принятие ключевых договоров и инициатив, а также запуск собственного СПГ-терминала.
Дальнейшие шаги Украины должны быть согласованы и целеустремленные, а именно:
1) Правительство Украины должно способствовать имплементации дальнейших реформ в газовом секторе, является важным шагом для повышения инвестиционной привлекательности, а значит, позволит заручиться поддержкой иностранного бизнеса в лоббировании собственных интересов;
2) Позиция Еврокомиссии по интеграции Украины в ЕС неоднозначна: в то время как вице-президент ЕК по вопросам энергетики Шефчович говорит о "большой интерес к сотрудничеству с Украиной", еврокомиссар по вопросам конкуренции Вестагер предполагает возможность для реализации "Северного потока-2". Несмотря на это, целесообразно организовать переговорный процесс между причастными еврокомиссарами и украинскими чиновниками, чтобы прояснить все неясности и призвать к укреплению отношений между Украиной и ЕС;
3) Не менее важно развивать сотрудничество со странами Центральной Европы (Венгрия, Польша, Словакия), которые также являются транзитерами российского газа. Украина также должна присоединиться к активностей Польши и других стран в блокировании "Северного потока-2" как нарушающему усилия ЕС по диверсификации источников поставок.
4) Наконец, Украина должна быть привлечена к плодотворному диалогу с немецкими чиновниками и бизнесменами. Немецкий бизнес должен стать заинтересованным в инвестициях в украинский транзитную инфраструктуру, выгоднее за построение новых трубопроводов.
В то же время эффективная координация усилий политиков, дипломатов, бизнеса, экспертного и общественного актива должна стать залогом слаженной, мощной кампании по противодействию "Северному потоку-2" и другим проектам, которые противоречат интересам как Украины, так и Запада.