Прочёл пост
exampleusername Баян не баян, но я вот пропустил как-то.
Тема интересная, кто желает ознакомиться - это здесь
http://nature-wonder.livejournal.com/184177.html?page=2#t6143089 Я даже не знаю, что здесь делать - смеяться или плакать? Московская компания с несчитанными деньгами привлекла три разных группы учёных, чтобы решить проблему мотивации сельхозтружеников - это нечто! Причем провели тестирование на миннесотском тесте MMPI. У нас на Алтае их бы точно послали - далеко и надолго. Хотя, в принципе просто москали столкнулись с обычной деревенской общиной.
Той самой общиной, уничтожить которую пытались и Александр Второй, царь освободитель, и Столыпин Пётр Аркадьевич, премьер Российской империи, и большая группа коллективизаторов, и Никита Сергеевич Хрущов, и младореформаторы девяностых годов - Гайдар, Чубайс и компания. Царствие им всем небесное, а община жила, живёт, и дальше жить собирается.
Община появилась не от хорошей жизни. Это способ выживания человека в экстремальных условиях. Когда дороги три месяца в году совершенно не проезжие, а остальное время условно проезжие, когда телефонной связи практически нет, когда магазины либо далеко, либо очень далеко, а все достижения медицины ограничены одним фельдшером, зачастую собирающим лекарства по деревне или покупающим на свои деньги. И чтобы выжить, надеяться можно только на себя и на ближайших соседей. Поэтому хозяйство в деревне в основном натуральное. И расширять его себе дороже. Лишнее молоко ты не выпьешь, продать его тяжело, а каждая корова съедает за зиму тридцать центнеров сена, да ещё подкармливать нужно - комбикормом, соломой, а ещё лучше патокой или жомом сахарной свеклы. В селе у каждой семьи есть собственный сенокос. Закреплены они общиной - это негласное правило: нельзя обкашивать чужие участки, но и ты должен свой участок содержать в порядке. Есть общее пастбище, на нём пасётся всё деревенское стадо. Это земля общая. А если пастух болеет, либо запил, пасут по очереди.
С общиной пытались бороться практически все реформаторы. Столыпин разрешил выход на отруба, организовал массовое переселенческое движение в Сибирь. Однако, община и в Сибири возродилась. Но это тема очень большая, а я не хочу отходить от трагикомичного тестирования.
Чтобы пройти тест, крестьянам нужно было отвлечься от текущей работы. Это минимум два часа для неподготовленного человека. Что такое два часа времени для сельского жителя? Это натаскать воды коровам и тёлкам, накормить поросят, дать сена тем же коровам, и ещё вычистить стойла от навоза. В деревне уважают время, и не тратят его зря. Не примет община человека, который в обеденный час либо в час редкого дневного отдыха - как правило, не более полутора часов в день крестьянин может отдохнуть - ходит по гостям либо докучает соседям. С мотивацией тоже интересно. Зачем душ, когда нет канализации? Есть выгреб, но если ты будешь каждый день пользоваться душем, то он переполнится в течении недели - а это лишнее время и деньги. А водопровод построен ещё в советское время, и хорошо, когда в нём есть вода. Ах да, мотивация: у общины нет денег на смену водопровода, да и разве позволят взять управление коммунальным хозяйством хотя бы в масштабе одной деревни наши власти?!! Душ в доме - после бани не самая лучшая водная процедура. А летом у всех душевые кабины. Да и просто облиться холодной колодезной водой из ведра. Далее: туалет. Интересно, и почему же это пятьдесят процентов опрошенных не хотят его в доме? Вот ведь забавно - от такого удобства отказываются люди? Притом, что в коттеджах финского типа туалеты есть, но пользуются ими крайне редко, и то, в основном маленькие дети, либо совсем дряхлые старики.
Но если мы посмотрим глубже, то кроме общины отметим ещё ряд интересных явлений. Например, как то: христианство на Руси прижилось только тогда, когда приняло в свой пантеон языческих богов. Так скотий бог Велес стал святым Власием, Перун-Громовержец превратился в Илью Пророка, а Мать Сыра Земля - Лада перекинулась в Пресвятую Богородицу. И никуда не делись лешие, водяные и домовые. Вот в домовых-то и причина нежелания иметь туалет в доме. Ибо по закону, ребятушки, где едят - там не серут. И вообще, в доме ведут себя так, будто живут с незримыми соседями-защитниками, которых чтут, уважают, а уж они тебя не забудут в трудную минуту. Вы сами, не смотря на все коммунистическо-атеистические взгляды, тоже верите - уж в домовых-то точно. И христианство, пройдя по верхушкам, не затронуло глубинные пласты народного сознания. А воровство… что ж, вернуть своё, умыкнуть у «буржуя» - не грех, а дело чести, славы, доблести и геройства))
Итак, посмотрим, как складывалась ситуация с деревней в последние годы, и почему община оказалась актуальной и необходимой - как способ выживания в сельской местности?
В основе сельской экономики лежит земля. Ситуация с землёй складывалась следующим образом. При советской власти вся земля принадлежала государству и отдельные субъекты обладали правом бессрочного пользования, но пользования - и только. То есть землю нельзя было продать, заложить и т.п. На селе земля закреплялась за хозяйствующим субъектом навечно. В 1991 году у правительства «реформаторов» было два пути:
1. Выдать земельные ваучеры, по аналогии с приватизационными. Идея простая каждый гражданин имеет право на владение участком земли. А поскольку земля нужна лишь тем кто её обрабатывает, то земельные ваучеры можно продать на свободном рынке. Предполагалось проведение аукционов аналогично приватизационным в промышленности
2. Как можно скорее разогнать колхозы и совхозы. Для этого нужно было выделить всем колхозникам и рабочим совхозов, а также пенсионерам вышедших на пенсию из хозяйств имущественные и земельные паи. Чтобы освобожденные от колхозной кабалы свободные крестьяне почувствовали себя хозяевами стали выдавать свидетельства о владении землёй. На самом деле обладатели свидетельств никакой землёй не владели. Если имущественный пай рассчитывался исходя из стажа работы в колхозе-совхозе и средней заработной платы за проработанные годы, то земля считалась исходя из общего числа работающих, количества земли в хозяйстве и так называемых баллов бонитета. Баллы бонитета рассчитывались по методике Гипрозема. Методика сложная, сейчас рассказывать всё не буду, но суть её сводилась к количеству гумуса в плодородном слое. Грубо говоря, если чернозёмы в Анненском районе Воронежской области брались за сто баллов, то земля где-нибудь в российском Нечерноземье за двадцать баллов, а на Алтае колебалась от восьмидесяти до сорока. При этом не учитывалось транспортная составляющая земельных участков. При этом у сельхозпредприятия получалась «лишняя земля», которую районные власти изымали в так называемый фонд перераспределения, и потом сдавали в аренду тем же сельхозпредприятиям или фермерам.
А если крестьянин хотел получить земельный участок в натуре, то процедура была довольно сложная, и взяткоёмкая.
Принятие Земельного кодекса эту проблему не решило. По-прежнему купить паи достаточно сложно. Свободной продажи земли нет. Существует множество обходных путей, самый известный - это отдать в дар, чем активно пользуются сейчас сельские жители, сдать в аренду фермеру или сельхозпредприятию. А на этот земельный пай выдаётся натуроплата - зерноотходы, мука, комбикорма. Размер натуроплаты зависит от того, насколько оборотистый арендатор. На селе получилась чересполосица, а современная широкозахватная техника требует больших, ровных полей. Для того, чтобы хозяйство было рентабельным, и при этом соблюдались правильные севообороты, его размер должен быть не меньше 1200 га. То есть таким, каким было среднее отделение совхоза или бригада колхоза в советские времена.
Чтобы развиваться крупным агрохолдингам, нужен рынок земли. С другой стороны, отмена категорий земель сельхозназначения, предлагаемая правительством Медведева, приведёт к тому, что будут продаваться все участки земли, независимо от того, пашня это, сенокос или пастбище. Это пока только намерение, но уже сейчас проговаривается возврат к идеям земельных ваучеров. Мне представляется, что это приведёт к земельному переделу, сравнимому с коллективизацией или столыпинской реформой. Это добьёт деревню.
Сейчас деревня живёт за счёт личного подсобного хозяйства. В среднем деревенский житель держит одну-две коровы, трёх-четырёх бычков на откорм, свиней до десятка, и птицу. Осенью-зимой всё это забивается и сдаётся перекупщикам. После вступления России в ВТО дешёвая свинина заполонила все рынки, и подсобное хозяйство из-за резкого спада цен на мясо и роста цен на комбикорма стало невыгодным. Поэтому и держится народ за паи - натуроплату какую-никакую получишь. Говорят, что земельные ваучеры будут выдавать на землю бесхозную, но на самом деле земли бесхозной нет. Все сенокосы давно уже поделены между сельскими жителями, и границы их соблюдаются неукоснительно. Если забрать у деревни пастбище - деревни не будет. Она умрёт, тут же.
Но, возвращаясь к статье, хочу рассмотреть ещё один момент: штыри на полях, порча техники и так далее… ЭФКО… юг Белгородской области. Давайте вспомним события, случившиеся в той же области, только в её северной стороне и немного раньше.
В середине нулевых годов жена московского мэра Елена Батурина вместе со своим братом Виктором Батуриным организовали компанию «Интеко-Агро», и начали массово скупать земельные паи в Белгородской, Курской и Орловской областях. Суммы затратили немалые, и руководству компании удалось создать большие, без чересполосицы, поля. Внедрялись сразу новейшие технологии mini-Till и no-Till, фактически, применялась беспахотная обработка земли. Но крестьяне, лишившись паёв, лишились всего. Компания принципиально не брала на работу местное население. Обработку земли вели большие механизированные отряды. Обработка начиналась с южных районов и, по мере продвижения тепла, техника перемещалась на север. Точно так же с уборкой. Работали там вахтовым методом механизаторы из Турции, скотники и доярки с Украины и Молдавии. Для них были оборудованы вахтовые посёлки со всеми удобствами, в том числе с круглосуточной столовой и прачечной. Всё это, естественно, охранялось мощной службой безопасности.
Местные жители пытались бунтовать, но первоначально закон был на стороне «Интеко-Агро». А затем Виктор Батурин нарушил договорённости с администрацией Белгородской области и горнодобывающей компанией. В итоге, в ходе судебных процессов акты дарения - а именно на них были основана скупка паёв - были признаны ничтожными и возвращены прежним хозяевам.
Да, прибыли Батурины получили, и неплохие прибыли, но местные жители до сих пор с ужасом вспоминают времена батуринщины.
Конечно, реформы сельского хозяйства назрели. Но как они будут проведены?
Какие реформы нужны сельскому хозяйству? Прежде всего, это инфраструктура - водопровод, канализация, газ, дороги, связь, переработка. Будут дороги, будет мелкое предпринимательство. Будет закрепление земли за реальным пользователем - крестьянином - будет деревня.
А работа социологов и психологов, в условиях деревенской общины должна была происходить другим образом - в виде скрытого интервьюирования. Попытки выявить лидера - пустая трата времени, поскольку в общине лидера как такового нет. Это система с плавающим центром, и тот, чей опыт и чья мудрость востребованы в настоящий момент - тот руководит, но тут же отойдёт на второй план при малейшей перемене ситуации, когда эстафету условного лидерства подхватит другой. И это происходит действительно на эмпатическом уровне. А большие вопросы, касающиеся судьбы всей общины, решают сообща - но не на собраниях, и не на сходках. Где? А в магазине, в школе, забирая детей, на фермах либо просто по-соседски - через забор - от одного дома к другому.
И реакция крестьян более чем понятна. Мечтательность? Лень? Низкая мотивация? Да уж нет! Мотивация таки самая высочайшая, а высокомотивированный человек с места не сдвинется без жизненно важной причины.
Из статьи в блоге
exampleusername цитата: «При этом преобладающая в среде мотивация - неопределенно-мечтательная. На вопрос, стремятся ли они к достижению более высокого уровня жизни, осуществляют ли для этого необходимые усилия, каждый второй выбрал ответ: "Мечтаем, надеемся, что как-нибудь положение улучшится"».
Что для крестьянства значит «положение улучшится»? Это значит, что снова будут колхозы, совхозы, что снова будет работа и дороги, что будучи под защитой и заботой государства, крестьянство по-прежнему останется собственником и хозяином своей земли, своих орудий производства.
А ЭФКО… видимо, тоже учли неудачный опыт ИНТЕКО_АГРО) И будь разрешена законом прямая продажа земли, они бы просто скупили её, не тратясь на социологов и психологов, не нянчились бы с крестьянами - ибо капитализм дерьмо, и в принципе не приемлет ни каких общин: просто бизнес, ничего личного…