Наткнулся в сети на
сайт Анны Быковой и на её материал «
Системное мышление».
Я сам давно копил мысли для такого поста, но не успел. Рекомендую прочесть материал Анны. Примеры там очень хорошие, многие совпадают с моими.
И вставляю свои пять копеек.
Объясните ребёнку, как работают СИСТЕМЫ!!!
Однажды нас в
садике воспитатели поставили играть в баскетбол. Меня назначили вратарём. Ага, обычным баскетбольным вратарём. Причём запретили мешать забивать мячи в кольцо. Я понял свою функцию так: максимально помочь игрокам забросить мяч. Со стороны, наверное, смотрелось очень смешно. Я вертелся в мире без правил, на ходу соображая, что происходит, а мной уже кое-кто был недоволен, кто увидел правила по-другому.
Ребёнку, да и вообще любому человеку необходимо уметь понимать и работать со связями между предметами и явлениями. Пользоваться ими.
Например, устройство страны (держу пари, что не все взрослые во всём разбираются): Президент, Правительство (это не депутаты, это министры), Парламент (а вот это депутаты).
Устройство учёбы (это ближе к детям):
Когда пошёл я в первый класс, я с неприятным удивлением обнаружил, что нужно делать уроки дома!!! Вот так, никогда до этого я не знал, что мне придётся что-то делать самому. Делать это без ошибок и отвечать за это! Сыну, который не хочет порой делать мои задания, я сообщаю, что в школе это будет каждый день. Уроки, домашние задания, Контрольные работы, годовые контрольные, экзамены. Кто такие Директор, завуч, учитель, как они взаимодействуют, кому подчиняются. Чего могут.
Наш учитель ОБЖ сказал, что, отправляя своих ребят в армию, разбирал с ними Устав. Все взаимосвязи, кто кому чего должен, особенно налегали на ответственность и наказания. Потому что в армии некогда будет разбираться.
Я был просто барашком, класса до 11-го не понимая, это всё зачем, какие оценки за что ставятся и куда идут. А в вузе, там всё жестоко, на третьем курсе, когда полгруппы отчислили на одном курсовике, нам сказали: это ведь был основополагающий предмет нашей специальности! Это самое главное, что мы должны были усвоить и постичь. И поэтому это так сложно и так жестоко. Сказали уже после того, как прошли защиты. А сами мы не умели допенькать. Конечно, в 19 лет надо было нам самим потрудиться это уразуметь. Но, видать, с детства не привыкли мы искать закономерностей в системах.
В 17 лет я узнал, что высшее образование - это то, чему в вузах учат. Раньше я полагал, что там просто учат… А высшее - оно каким-то другим путём получается. И просто так его не дают… Что-то даже не думалось, что у обоих моих родителей оно есть.
Просто мы в системах живём, привыкли, знаем, или думаем, что знаем, как оно работает. А ребёнку откуда знать? Ему сказали - делай так. А почему - не ясно. Он и протестует. Объясните и проверьте хорошенько, как он понял.
СЕГОДНЯ, КАК И ВСЕГДА ПО СУББОТАМ, Я УСТРАИВАЮ РЕТРОСПЕКТИВУ СВОИХ СТАРЫХ ЛЮБИМЫХ ПОСТОВ. ЕСЛИ ВЫ ЛОВИТЕ СЕБЯ НА МЫСЛИ, ЧТО ПОМНИТЕ ЭТОТ ТЕКСТ, ТО ВСЁ ПРАВИЛЬНО. ОН У МЕНЯ В БЛОГЕ УЖЕ
БЫЛ.
Я в сетях: