«Пусть ребёнок разок обожжётся - будет знать, чем опасно горячее». Лёжа в госпитале, я успел прочесть несколько книжек о воспитании. Интересные книги у Бориса и Лены Никитиных. Это родители семи советских детей-вундеркиндов, авторы собственных методик. Не со всем я соглашался, но есть у нас и абсолютные совпадения.
Слово авторам: [Spoiler (click to open)]«…А если "знакомить" со всеми этими опасностями малыша? И знакомить тогда же, когда жизнь сталкивает с ними? Зная опасность, он станет осторожнее. Да и "знакомство" это будет происходить на наших глазах, и тяжелых последствий можно будет избежать. Ведь даже шестимесячный Антоша, стукнув себя по лбу погремушкой, начинает ее остерегаться. Берет погремушку ручонкой, а сам заранее жмурит глазки - вдруг стукнет его погремушка опять! Так и решили: опасностей не скрывать. Вот сели все завтракать. Алеше пошел уже второй год, он сидит на своем высоком стуле. Мама поставила на стол горячий чайник. - Чайник горячий! Видишь, пар идет? - показывает папа Алеше. Что такое "чайник", Алеша знает. Спросит мама: "Где чайник?" - Алеша показывает на него пальчиком. А вот что такое "горячий" - неизвестно. Он снимал крышку с холодного чайника и решил сейчас сделать то же... - А-а-а! - и горячая крышка катится по столу, а Алеша тянет обе ручонки к маме. Во всех бедах своей маленькой жизни он находит у нее утешение. - Не надо брать чайник! Он горячий! - беря Алешу в руки, успокаивает мама. Но теперь слово "горячий" заставляет сынишку пуще прежнего залиться плачем. "Горячий" - это больно. И Алеша отворачивается от чайника, пряча от него свой носик у мамы на плече. "Какие жестокие родители!" - подумают некоторые читатели. А наша бабушка Саша так и сказала: - Ну разве это родители? Обожгли-таки ребенку руку! Бабушка, конечно, сильно преувеличивала. Ожога никакого не было. Но теперь попробуйте (а прошел уже год) заставить Алешу взяться за горячее! Если от каши или от чая идет пар, мальчуган и за ложку не возьмется, а отодвинет блюдце или тарелку подальше от себя…»
Впрочем, к концу книги Никитины склоняются к менее радикальным мерам.
Что я по этому поводу думаю. Во-первых, не факт, что, прям, ребёнок сразу так научится. Эффективность метода, по-моему, завышена. Во-вторых, такое «учение» может покалечить ребёнка. В-третьих, ребёнок - не зверёнок, он язык понимает.
Конечно, дети всегда тянут ручонки, куда не надо. Но нарочно позволять это в воспитательных целях, даже если и дозированно… Это не наш метод.
Дочь моя женщина трёх лет от роду тянет пальцы к розетке. - Нельзя, - говорю. Всё равно тянет, да ещё и перечит: - Можно! - Током дёрнет! Знаешь, как током дёргает больно? Тут я подсаживаюсь к ней и беру за ладошку, которую она уже отдаёт мне с опаской. - Показать, как дёргает? - я тяну её ручку в розетке. - Нет! - дочь начинает паниковать, а я медленно и страшно приближаю: - Давай, сразу увидишь! - Нет, не хочу!!! - пугается она по-настоящему. Желание познавать мир через розетку у неё совершенно пропадает. По крайней мере, пока. Так же поступаем с колющими предметами, горячими и прочими. С сыном тоже работало. И не надо причинять боль, дети прекрасно понимают текст.