Про Кощеюшку и Бабу-Ягу

Aug 29, 2014 22:55



Избушка на курьих ножках

У поляков (мазуров и ляхов) предания о Кощее тоже есть. Не такие подробные и цветастые, как у нас, но мотивы там более древние. И Баба-Яга тоже есть. Ее связь со смертью, с домовиной (гробом на "курьих ножках") более отчетлива. Но это заповедные сказки. Их детям малым не рассказывают. Их рассказывают на поминках и в Дяды старухи.

Но есть и профанский вариант, близкий к нашему. Так у рыбалтов была комедь "O tym jak Kościej Nieśmiertelny żenił się z Basylisą, a wziął w żony Babę-Jagę".

Связь Бабы-Яги с погребальным культом видна хотя бы из ее жилища. Она живет в домовине, т.е. в гробу. Ведь ее избушка на курьих ножках есть ничто иное как временный гроб, куда тело клали для естественного разложения мягких тканей, их удаления с костяка. Т.н. "курьи ножки", т.е. высоко подрубленные пни, служившие своеобразными сваями домовине, препятствовали доступу животных к телу - их еще специально подрубают на конус, чтобы даже мыши не могли добраться.

В подобных домовинах охотники хранят запасы провизии, а также добытые шкурки зверя. Русские завезли эти домовины на Аляску, и там они в большом ходу. Так же домовины использовались как амбары для хранения зерна - мыши туда не могли попасть. Слово "склеп", применявшееся к таким избушкам на курьих ножках, есть и в русском, и в польском. Только у нас это место хранения тел, у поляков же "магазин" как в значении "склад", так и в значении пункта реализации товара.

Результатом пребывания покойника в "избушке на курьих ножках" было его превращение в очень аккуратный скелет, т.е. в костяк, а в славянском в "кощей". Так что связь Бабы-Яги и Кощея Бессмертного с погребальным культом древних славян прямая.

Что касается этимологии слова Яга, то одним из самых распространенных объяснений является связь Яги с козой. Домовины для тел использовали коллективно, т.е. один покойник сменял другого. От домовин-амбаров они отличались внешне тем, что на домовине-гробе с фасада был прибит череп козы. Очень часто это был не череп взрослой козы, а череп ягненка. Яга, по этой версии, есть производное от ягненка.

Замечу, что у италиков и греков коза тоже участник погребального культа. Череп козы обычно украшал урны с прахом.

Связь козы, а вернее, ягненка, с погребальным культом индо-германцев прямая - ягненок (ягнята) шел в жертву при погребальном обряде, а потом поедался участниками тризны. Обглоданный череп либо прикрепляли к домовине (к амфоре с прахом), либо вешали на шест около домовины. Иногда такие шесты образовывали род частокола. Отсюда представление, что жилище Бабы-Яги (избушка на курьих ножках) окружена частоколом с черепами. Постепенно произошло сдвижение, и частокол из черепов ягнят стал уснащаться в сказаниях черепами людей.

Такое смещение возможно только с обрывом традиции, когда перед глазами нет реальной "избушки на курьих ножках" и пресечена традиция помещения тела умершего в нее для получения костяка (кощея). Связано ли это с принятием христианства или произошло ранее, не совсем понятно.

Помещение тела в домовину и получение на выходе кощея (костяка) стало основой представления, что Баба-Яга питается трупами, т.е. человечиной, выплевывая в итоге косточки.

Употребление же ягнят в погребальном обряде объясняется просто: корова - кормилица. Теленок (бык) не всегда бывает "под рукой". Коза тоже кормилица. Без взрослого козла не будет молока. Ягнят же много. Вот и вся бытовая причина употребления именно ягнят в погребальном обряде индо-германцев.

Если же говорить о преданиях о Кощее и Бабе-Яге, то польские "запретные сказки" (Zabronione baśnie) касаются более дремучих пластов древних верований, чем русские. Русские сказки о Бабе-Яге и Кощее практически утратили связь с погребальным культом, их расказывали детям, в них больше элемента "сказоШности", невсамделешнности. Баба-Яга и Кощей этакие страдательные персонажи, страдающие от Ивана-Дурака и Василиссушки. Кощея так вовсе со свету сживают. У поляков связь с погребальным культом этих персонажей явная - сказания о них рассказывают на поминках в Деды ветхие бабки, что уже своею ветхостию связаны с Бабой-Ягой.

Это объясняется тем, что не улавливает привыкший к идеологическим штампам современный житель пост-СССР. Католицизм вошел в самоидентификацию поляка поздно - во второй половине 17 века. Начался этот процесс во время т.н. "шведского потопа", но в силу вошел только к середине 17 века, а окончательно оформился к концу 17 века. До этого в Польше была религиозная терпимость. Православные были не только в Подляшье, но и в Мазовше. В Мазовше в 17 веке дошли до такого изыска в вопросе православия, что там завелись свои староверы. Кстати, свадьба Мешко на чешской княжне была по чину восточной Церкви. И самая древняя церковь в Польше вовсе не католическая, а православная.

Польские священники, и католические, и православные мало обращали внимания на пережитки язычества. Один итальянский прелат, посланный к польскому королю папой, писал в Рим, что сомневается, не служат ли некоторые князья и магнаты службы древним богам. Про крестьян же он говорил, что те только по виду христиане, а на самом деле язычники. И это конец 16 века!

На Руси же Церковь озаботилась этим вопросом аж со времен св. Владимира. Капища разрушались, на их месте ставились церкви, а то и монастыри (яркий пример - Перынский скит под Новгородом на реке Перынь на месте капища Перуна, скит этот существует и сейчас). Т.е. разрыв с языческой традицией на Руси был куда сильнее, чем в Польше, а потому профанция Бабы-Яги и Кощея до довольно-таки потешных персонажей была неизбежной. У русских Кощей и Баба-Яга даже в самом "жестком" варианте есть персонажи "страшных" сказок, сравни "страшным историям" про "зеленую руку", т.е. они предназначены для того, чтобы "бояться". Не всамделешно, но достаточно ощутительно для будоражанья нервов.

Если же брать типологию, то Баба-Яга - персонификация домовины. Вероятно, в жизни эти самые домовины "обслуживали", присматривая за "процессом", некие бабки-ведуньи. Кощей же Бессмертный, скорее всего, есть персонификация самого процесса превращения тела умершего в скелет, т.е. в кощей.

За сказкой всегда стоит что-то весьма даже понятное, просто, сказка есть всегда результат профанации чего-то высокого, в данном случае таинства смерти, в результате какого-либо разрыва традиции. Тут все реконструируется довольно просто, ибо сами домовины существуют до сих пор, известно, что обозначает термин "на курьих ножках" в реальности (одна из первых церквей СПб носила название "Никола на курьих ножках", т.е. на таких вот пнях-сваях, ибо была построена на топком месте, ныне на этом месте стоит Князь-Владимирский собор, северный придел которого Никольский), известна роль козы в погребальных ритуалах индо-германцев, из аналогии с погребальными ритуалами других народов ясно, зачем покойников помещали в эти самые домовины. Даже термин "домовина", происходящий от слова "дом", применяется в качестве синонима к слову "гроб". Т.е. все лежит на поверхности, но потребовалось почти двести лет, чтобы понять откуда есть пошли Баба-Яга и Кощей. Уж больно цветасто они в народном сознании преломились.

die kunstkammer, Просвещая наставляй, Рассказы о словах

Up