Социальное инвестирование жизнеустройства выпускников интернатных учреждений

Nov 30, 2013 10:51

Байер Елена Александровна (detdom@azov.donpac.ru), к.п.н. директор ОГОУ Детский дом г. Азов, доцент кафедры общегуманитарных дисциплин Евразийского Открытого института
Bajer E.A., Ph.D. (detdom@azov.donpac.ru)
associate professor
Open Eurasian institute

Латышев Олег Юрьевич, канд.филол.наук, вед. науч. сотр.
лаборатории «Школьная медиатека» Института содержания и методов обучения Российской академии образования (ИСМО РАО), Москва, научный руководитель экспериментальной площадки ИСМО РАО в детском доме г. Азова. papa888@list.ru www.my.mail.ru/list/papa888 8-916-982-85-55
Latyshev Oleg Ju. Ph.D., leader scientific worker of Institute of content and methods of learning Russian academy of education, scientific leader of the experimental platform of ICML RAO in the orphanage of Azov. www.papa888.narod.ru

Социальное инвестирование жизнеустройства
выпускников интернатных учреждений

Social investment of the graduate-orphan’s life-support

Аннотация
Существует множество возможностей социального инвестирования жизнеустройства выпускников интернатных учреждений. Капиталовложения Российского государства в данный процесс нуждаются в более строгом контроле со стороны общественности.
Abstract
There are many opportunities of social investment of the graduate-orphan’s life-support. The capital investments of the Russian state in this process needs more strict control of the public.
Ключевые слова:
Капиталовложения, детский дом,
Усыновление, патронат,
Воспитание, образование,
Самоопределение, ученрик,
Государство, студент.
Key words:
Capital investment, orphanage,
adoption, education,
patronage, self-determination,
state, pupil, student.
Широко известно, что государство обязано инвестировать процесс жизнеустройства выпускников интернатных учреждений, и контролировать, насколько успешно это происходит. Однако в данном процессе большинство выпускников интернатов и детских домов не получают возможности пройти качественную социальную адаптацию, попадают в руки криминальных сообществ или погибают по тем или иным причинам уже вскоре после выхода из интернатных стен. Разумеется, общество не может смириться с подобным положением дел, и некоммерческие организации говорят здесь своё веское слово. Изучение общественного мнения показывает, что практически половина опрошенных считает виновными в складывающемся положении самих выпускников интернатных учреждений, иждивенческий характер воспитания которых приводит к неэффективности капиталовложений в их жизнеустройство. В то же время, наиболее осведомлённая часть общества имеет достаточно полное представление о той многогранной работе по адаптации будущих выпускников, которая ведётся педагогическими коллективами интернатных учреждений. При этом делается вывод, что отсутствует преемственность усилий интерната по данному вопросу с органами исполнительной власти - как на местах, так и по вертикали. И мы считаем возможным присоединиться к данной точке зрения. Для того чтобы положение дел качественно изменить, нам представляется возможным сделать следующее:
- усилить контроль над реализацией инвестиционной политики органами государственной власти со стороны общественных организаций - на тех уровнях и по тем направлениях, где это представляется возможным;
- внутри общественных организаций проанализировать, какие возможности контроля над ходом государственного инвестирования со стороны общественности ещё не использованы, и предложить, как эти возможности следует реализовать;
- учитывая, что значительную часть обеспечения многих интернатных учреждений в настоящий момент составляют средства внебюджетного финансирования, а также полученные конкретно путём фандрайзинга, изыскать возможность отследить, по каким статьям органы государственной власти не додают финансирования, отчитываясь перед вышестоящими инстанциями средствами фандрайзеров;
- увеличить социальное инвестирование процесса адаптации будущих выпускников силами интернатных коллективов, поскольку в рамках интернатных учреждений проще отследить, что может повысить эффективность, адресность оказываемой выпускникам общественной помощи;
- от лица общественных организаций, в сферу интересов которых входит успешное жизнеустройство выпускников интернатных учреждений, заключать договоры с предприятиями и организациями, принимающими на работу выпускников интернатов и детских домов;
- стимулировать организации и предприятия, принимающие на работу выпускников, к целенаправленной социально-адаптационной деятельности в отношении интернатных выпускников.
Каковы предполагаемые формы стимулирования данного процесса со стороны общественных организаций? В числе наиболее эффективных из них нам видятся:
- В зависимости от сферы и уровня влияния конкретной общественной организации, лоббирование принятия органами муниципальной, региональной или федеральной законодательной власти закона о льготном налогообложении организаций и предприятий, успешно адаптирующих выпускников интернатных учреждений в своём микросоциуме;
- В случае если сфера влияния общественной организации на ход законотворчества недостаточно велика, её представителям следует найти ту организацию, которая имеет опыт успешного лоббирования интересов наиболее уязвимых социальных групп, а также связанных с этим законов и вразумительных, алгоритмосодержащих подзаконных актов:
- Содействие со стороны общественных организаций в проведении котировок продукции, тендеров, преимущественных прав широкой поставки продукции, расширения сферы продажи услуг тем организациям и предприятиям, которые приобрели стабильный опыт успешного жизнеустройства выпускников интернатов силами трудовых коллективов;
- Организация и проведение курсов повышения квалификации по вопросам содействия жизнеустройству выпускников интернатов силами коллектива предприятия или организации для работающих на них психологов, воспитателей, комендантов общежитий и т.д.;
- Субсидирование общественной организацией процесса повышения квалификации сотрудников предприятий, ответственных за успешное жизнеустройство новых работников, в случае, если данная организация не имеет компетенции для проведения таких курсов, но знает, кто может провести их качественно и в установленный срок;
- Привлечение волонтёров на должность психологов, воспитателей общежитий для выпускников, или оплата их труда из средств, собранных общественной организацией, в случае, если само предприятие или принимающая выпускников организация не имеет таких должностей в своём штатном расписании, и не может ввести их своими силами.
Нм представляется, что эти и другие подобные меры могут существенно усилить роль общественных организаций в успешной адаптации выпускников в микросоциуме трудового коллектива. При этом социальные инвестиции не будут безадресно расходоваться и размываться под банальными изъезженными лозунгами о помощи выпускникам детских домов. Эти инвестиции будут проходить через призму самих общественных организаций, которые способны полноценно отчитываться перед общественностью о характере и качестве проделанной им работы. Что же касается контакта обще стенных организаций с самими интернатными учреждениями, то фандрайзерская деятельность фонда местного сообщества, например, может быть соотнесена с деятельностью попечительского совета детского дома или интерната, и обрести общее русло. Фонды местных сообществ могут оказывать помощь интернатным учреждениям как в организации попечительских советов, так и в развитии их деятельности, что позволит придать предпринимаемым усилиям встречный характер, а плодам совместной деятельности - условия сохранности, и роста дерева, которое произвело их на свет.

социализация, социальное инвестирование, латышев, самостоятельность, социальная адаптация, социальное самоопределение

Previous post Next post
Up