Роль информационно-образовательной среды школы-интерната в мотивации к учению

Nov 29, 2013 13:22

Оригинал взят у papa888 в Роль информационно-образовательной среды школы-интерната в мотивации к учению
123. Латышев О.Ю. Роль информационно-образовательной среды школы-интерната в мотивации к учению // Сборник материалов научно-практической конференции молодых ученых «Совместная работа аспиранта и учителя по формированию мотивации учения у школьников». - М.,2005. - С.82-86.

Роль информационно-образовательной среды школы-интерната в мотивации к учению

Латышев Олег Юрьевич,
в.н.с. НИЛ "Школьная медиатека"
ИСМО РАО, к.ф.н.

Вопрос мотивации к учению в настоящее время следует отнести к наиболее актуальных, и тому есть немало причин. В первую очередь, существенные изменения социально-политического характера побуждают к качественному пересмотру системы образования, сложившейся в нашей стране. Необходимость быстрого, и в то же время - гибкого реагирования на изменения в моральных установках современного общества, круга потенциальных ожиданий от растущего гражданина, восходящих к социальному заказу, потребностях на рынке труда, диктует и новое отношение к образовательной практике. Встает вопрос - как мотивировать к обучению, например, воспитанников российских интернатных учреждений? Приходя в стены детских домов, школ-интернатов и приютов, как правило, из неблагополучных семей, такие учащиеся имеют достаточно низкую мотивацию к учению. Некоторые из них на примере социально несостоявшихся родителей на протяжении многих лет приходили к убеждению в том, что образование само по себе не является гарантом надлежащего социального положения. В то же время, если родители напрямую относились к числу элементов асоциальных, и имели вместо заслуженного положения в обществе сомнительный "авторитет" в растущей асоциальной прослойке, мотивация к обучению у таких детей может отсутсвовать целиком и полностью. На примере родительского поведения воспитанник интерната апеллирует к общественной "успешности" без получения кого бы то ни было образования. А низкий уровень заработной платы, материальной удовлетворенности результатами труда и социальных возможностей воспитателей и учителей становится в данной ситуации дополнительным фактором отрицательной мотивации к процессу обучения.
Каковы же пути возникновения и повышения мотивации к учению воспитанников интернатных учреждений России сегодня? Мы полагаем, что организация информационно-образовательной среды интернатного учреждения может стать существенным мотивационным фактором для участия воспитанников в образовательном процессе. В этом убеждает работа, ведомая нами в экспериментальном русле вот уже второй год в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот. Возникновение мотива при включенности воспитанников в образовательную среду происходит как непосредственно, так и опосредованно, в том числе - и двусторонне одновременно. Непосредственная мотивация возникает путем интересной, увлекательной и занимательной организации образовательного процесса. Доминирующими факторами при этом могут выступать как подбор интересного материала для изучения, так и акцентирование деятельностного подхода в обучении. Мера вовлеченности ученика школы-интерната также играет определяющую роль в увеличении мотивации к учению. Это не в последнюю очередь объясняется характером психологического статуса ребенка - социального сироты. Любая форма позитивного внимания к нему встречается с проявлением готовности к позитивному взаимодействию - с учителем, объясняющим урок, воспитателем, проверяющим домашнюю работу, педагогом дополнительного образования, помогающим овладеть занимательным учебным материалом, не вписывающимся по тем или иным причинам в общеобразовательные программы. Опосредованное же влияние организации образовательной среды на мотивацию в среде воспитанников проистекает как из уровня технической оснащенности образовательного процесса, так и его технологичности, что определяется крепостью союза информационных и педагогических технологий в организации образовательного процесса. Воспитанникам может быть и не интересен сам по себе учебный материал отдельно взятой учебной дисциплины. Они еще плохо представляют (или не представляют совсем), в каком направлении их развития могут пригодиться преподносимые сейчас знания. Мотив к обучению в таком случае отсутствует полностью. Однако же, удачная форма преподнесения материала (использование медиа-проектора, мультимедийных энциклопедий, апелляция к интернет-сайтам как источникам дополнительной или же основной учебной информации) может помочь учащимся найти свое место в процессе обучения через взаимодействие с техническим оснащением урока.

информационные технологии, дети-сироты, интернет-проект, школа-интернат, детский дом, интернет

Previous post Next post
Up