Коррекция психологического здоровья воспитанников детского дома

May 04, 2014 04:08

Коррекция психологического здоровья воспитанников детского дома средствами туристско-краеведческой деятельности
Марина Дмитриевна Гурова, педагог-психолог высшей квалификационной категории
ГКОУ Ростовской области для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей,
детского дома г. Азов,
Почетный работник образования РФ.
Олег Юрьевич Латышев,
академик профессор, почётный доктор наук,
заслуженный деятель науки и образования,
научный руководитель ФЭП ИСМО РАО,
кандидат филологических наук,
основатель и директор Мариинской галереи.

Здоровье - это такое состояние духа, эмоционально- психической и физиологической сферы жизнедеятельности человека, которое создает наиболее благоприятные условия для расцвета его личности, его талантов и способностей, для осознания им своей неразрывной связи с окружающим миром, своей ответственности за него.
Шаталова Г.С. Философия здоровья
Осиротевшие дети - первостатейная группа риска в отношении возможностей психологического здоровья. Не добавляют его ни психическая травма депривационного характера, ни сомнительное качество адаптационного периода сироты в подавляющем большинстве детских домов и иных интернатных учреждений. Исходя из этого, мы понимаем, что психолого-педагогической службе предстоит пройти длинный и тернистый путь исправления погрешностей психологического здоровья своих воспитанников. П5рвоначально мы в экспериментальном порядке видели резервы коррекционных мероприятий по поддержанию психологического здоровья воспитанников в использовании информационно-коммуникационных технологий. И. действительно, определённые успехи на этом пути нами были достигнуты. Была создана надлежащая платформа для выработки у детей-сирот навыков коммуникации, до известной степени сняты адаптационные барьеры социально-психологического порядка. Однако с течением времени мы всё больше начали утверждаться во мнении, что использованные нами средства информационно-коммуникационных технологий понемногу превращаются в самоцель. Технологическое начало стало превалировать над методическим. А план выражения - преобладать над планом содержания. И это побудило нас принципиально расширить систему используемых нами средств социально-психологической адаптации детей-сирот. В числе первоочередных стали вовлекаться в наш образовательный процесс средства туристско-краеведческой деятельности и музейной педагогики. И, следует отметить, что уже на первом этапе нами были достигнуты определённые успехи, необходимость упомянуть о которых и привела нас к написанию данной статьи. Мир, в котором мы живем, становится сложным и противоречивым. Быстрее, чем мы в состоянии это замечать, изменяются социально-экономические и социально-политические системы, приобретают новые измерения наука, техника, культура и спорт. Характерное для человеческой цивилизации быстрое усложнение целей, средств и условий деятельности делает необходимым наращивание усилий людей по формированию динамичного ценностного основания для решения сложных проблем, для выработки новых смыслов жизнедеятельности. Решать эти задачи может понимающе познающий человек, с сохранным психологическим здоровьем.
Сегодня общество с большим трудом начинает понимать, что воспроизводство здоровья - как физического, социального и психологического благополучия - функция главным образом воспитания. А не только функция лечения, поскольку известно, что даже соматический компонент здоровья зависит от состояния медицины и здравоохранения лишь на 10-15 %. Воспитание целостного человека, познающего и понимающего быстрое течение мира, предполагает создание новых условий воспитания в интернатном учреждении. Тех, которые, прежде всего, побуждают воспитанника детского дома не только определять свои предпочтения между альтернативными действиями и поступками, но и выбирать такие, которые будут для него наиболее привлекательными и не противоречат его целям. Так, если воспитанники под руководством мудрого педагога, допущенного к занятиям маршрутно-квалификационной комиссией, пойдут в поход, им в равной мере будет необходимо выработать навыки взаимодействия в команде, для чего потребуется углубить навыки коммуникации. Психологическая ситуация туристического похода принципиально отличается от ситации повседневной жизни в детском доме. Если два ребёнка не поняли друг друга и поссорились в пределах детского жома, они могут разойтись по разным помещениям и заняться каждый своим делом, получив различные поручения от воспитателя или представителя администрации детского дома. В походе же все дела общие. Конечно, дети - это ещ1ё не связка альпинистов, где от неаккуратного движения каждого может зависеть жизнь и судьба целой команды. Но прежде чем им стать таковой, (а это - мечта многих мальчишек и даже девчонок), необходимо научиться понимать всех, кто с тобой рядом с полувзгляда и с полуслова. При наущении чему также поправляется и порядком растерянное психологическое здоровье ребенка.
Выбор воспитанников детских домов возможных альтернатив при достижении цели, выступающей для него в качестве блага - это, во-первых выбор между хорошей и плохой жизнью. Во-вторых - выбор заключает в себе возможность стать и быть подлинным самим собой, т.е. сохранить и приумножить свою индивидуальность. В-третьих это решение задачи - «быть, как все» или «не быть как все». В-четвертых, это выявление ценностных оснований взаимодействия с миром и людьми. В-пятых, это отказ от собственных притязаний, чтобы сохранить собственное человеческое достоинство. В-шестых, выбор совершается здесь и сейчас в соответствии с моральными ориентирами, а не откладывается на потом.
Все вышеизложенное и определило необходимость разработки направлений педагогической работы средствами спортизированного воспитания с выпускниками детского дома г. Азова, по формированию жизнестойкой личности. Факторы, которые влияют на формирование психологического здоровья детей, его социального опыта психологи условно подразделяют на три группы:
Первая - это социальная среда, в которой осуществляется приобщение детей к социальным ценностям и ролям, введение их в сложности и противоречия современного мира.
Вторая - это спортизированное физическое воспитание в детском доме.
Третья группа - это комплекс целенаправленных психолого-педагогических воздействий.
Также на психическое здоровье детей детских домов влияют психологическая обстановка в интернатном учреждении, школа, окружающая среда, СМИ, генетика. Поэтому в нашем детском доме мы применяем новую педагогическую систему, стараемся создать такие условия, в которых наиболее полно могли сформироваться жизнестойкие личности. Особенностью новой педагогической системы в детском доме г. Азова является то, что основой этой системы является спортизированное физическое воспитание. И главное то, что дети положительно оценивают спорт, рассматривают его как значимый компонент своей психологической устойчивости и стабильных отношений. Все эти компоненты позитивной оценки спорта детей-сирот и правильно подобранные педагогические модели по построению новой педагогической системы формирования жизнестойкости в процессе спортизированного воспитания могут решить главную проблему - формирование социальной адаптации детей - сирот и сохранения стабильного психологического здоровья.
Применение новой педагогической системы воспитания детей - сирот позволяет получить прогнозируемый результат - стойкую положительную мотивацию к систематическим занятиям спортом, повышения уровня коммуникативных взаимодействий, физического развития и физической подготовленности, функциональных возможностей организма и как следствие, улучшение психологического состояния детей.
С соответствии с возрастными особенностями детей-сирот расширяется и усложняется система использованных средств и методов обучения. Увеличиваются требования к организации педагогических условий, повышающих результативность предлагаемой новой педагогической системой детского дома. Для повышения интереса у занимающихся к регулярным занятиям физических упражнений и спортом использовались общедоступные средства физического воспитания, которые повышали психоэмоциональный фон занятий: у дошкольников делался акцент на сюжетно-ролевые игры с музыкальным сопровождением, психогимнастику, арттерапию; школьникам, в зависимости от возраста предлагались подвижные игры различной направленности, игры- эстафеты, элементы танцевальной аэробики и восточных единоборств; старший школьный возраст самостоятельно выбирал вид сорта по интересу и форме организации занятий.
Так на всех уровнях образования формировался комплекс теоретико-методических знаний по физической культуре и спорту: детям- сиротам дошкольного возраста информация сообщалась на занятиях и на физкультурно-спортивных праздниках; дети- сироты школьники овладевали теоретическими знаниями м и методическими умениями на практических и теоретических занятиях, во время спортивно- массовых мероприятий и праздников; формирование знаний у старших дошкольников проводилось на лекциях, семинарских и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной подготовки к теоретическим занятиям
В период 2012-2013 г. года проводилось психологическое диагностическое обследование детей детского дома по тематике:
«Параметры психологического здоровья детей детского дома г. Азова ».
Применялись методики:
Поведенческий компонент
Тест «Определение уровня тревожности» ( Ч.Д.Спилберг)
Цель: Исследование уровня тревожности, наличие или отсутствие у подростка каких либо переживаний.
Эмоционально-волевой компонент
Тест: «Шкала самооценки» ( Ч.Д .Спилберг)
Цель: Выявление уровня самооценки и параметров тревожности на жизненные ситуации.
Мотивационный компонент
Тест «Сила воли» ( М.Ф.Шевченко - «Тренинг для старшеклассников»)
Цель: Выявить уровень волевых качеств.
Старший школьный возраст 15-18 лет
1.Поведенческий компонент
«Опросник Айзенка»
Цель: Данная методика позволяет оценить три показателя: экстраверсии, интроверсии, нейротизма - устойчивости поведения («шкала лжи»)
2.Эмоционально-волевой компонент
Тест «Сила воли» М.Ф.Шевченко
Цель: Выявить уровень самооценки и уровень тревожности.
3.Мотивационный компонент
Тест : «Мотивация к успеху» Т. Элерс.
Цель: Методика оценивает силу стремления подростка к достижению цели, к успеху, выявляет уровень мотивации.
Результаты этого обследования показали:
У детей детского дом присутствует
высокий уровень экстраверсии, эмпатии к окружающим - 95 %.
Высокий уровень тревожности - 10%;
Средний уровень тревожности- 20%;
Низкий уровень тревожности - 70 %.
Детей беспокоит и тревожит, как сложится их будущее, реализуются их жизненные планы.
Диагностические показатели параметров силы воли:
Высокий уровень: 22-30 баллов - 15 %;
Средний уровень: 13-21 балл- 85 % ;.
Низкий уровень : 0-12 баллов - нет.
Тест: «Мотивация к успеху» МУН Т. Элерс
Высокий уровень - 14-20 баллов (мотивация успеха) - 90 % человек
Средний уровень - 8-13 баллов (Мотивационный полюс ярко не выражен)
-10 % человек.
Низкий уровень - 1-7 баллов (Мотивация неудач) - нет.
По итогам проведенного обследования были выбраны основные направления в работе с детьми:
1. Изменение ценностей и целей в связи с постановкой ребенка в центр образовательного процесса;
2. Переориентация на реализацию ориентированного, культурологического и личностно-деятельно подхода к формированию содержания образования и оценке его качества;
3. Индивидуализация образования, как обогащение субъектного опыта обучающегося через обогащение содержания и применение интерактивных методов и инновационных форм учебной деятельности, организацию конструктивного взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса.
Организация спортизированного физического воспитания на основе разработанной нами системы обеспечивает формирование новых стимулов для интеллектуального развития и физического совершенствования, повышению нравственно-волевых устоев, формированию стабильного психического здоровья и жизнестойкости детей-сирот.
Проведенная работа по сохранению психического здоровья и воспитанию жизнестойкой личности позволяет сделать нам следующие выводы:
В воспитании жизнестойкой личности необходимо использовать все многообразие природных и социокультурных факторов. Ответ на вопрос: «Как учить воспитывать?»: «По-разному!!!». Находя баланс между интересами личности, общества и государства».
Мы твердо убежденны, что основная задача педагогического коллектива детского дома г. Азова помочь ребенку-сироте определиться в современном мире, осознать личную ответственность каждого человека за свой выбор, выходить в социум сформированной жизнестойкой личностью с сохранным психическим здоровьем.
Previous post Next post
Up