Открытое занятие клуба «Зелёная лампа»

Dec 07, 2013 10:19

Шамшеева Нина Алексеевна,
заведующая библиотекой,
Почетный работник общего образования РФ,
заслуженный учитель Читинской области.
Интеллектуально-познавательная игра
«Здоровые истины».
Цель: способствовать формированию устойчивого интереса к занятиям спортом и физической культурой как основам становления здорового образа жизни.
Задачи:
1. Обобщить знания детей в области спорта, пропагандировать здоровый образ жизни.

2. Развивать у учащихся стремление к активному образу жизни на примерах жизни спортсменов.

3. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за своих товарищей, защищавших на спортивных соревнованиях честь детского дома.

Технические средства, используемые на занятии:
- Мультимедийная презентация,
- Мультимедийный проектор;
- экран;
- компьютер;
- музыкальный центр;
- видеомагнитофон.
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности воспитанников (авторы Гальперин, П.Я., Талызина Н.Ф., Давыдов В.В.),
методы организации учебно - воспитательной деятельности:
- словесно-наглядный,
- игровой,
- частично-поисковый,
- проблемный
Планирование занятия:
1. Спорт - основа здорового образа жизни.
2. 1 тайм «Дальше, дальше, дальше».
3. 2 тайм «Ты - мне, я - тебе».
4. 3 тайм «Темная лошадка», встреча с ветераном спорта.
5. Зарядка - первая ступенька к большому спорту и здоровому образу жизни.
6. Подведение итогов занятия.
Интеллектуально - познавательный КЛУБ « Зелёная лампа»
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ
БРЕЙН - РИНГ
«Донской серпантин»
Цель: формирование экологического мышления воспитанника детского дома.
Задачи:
1. Воспитывать любовь к родному краю, ответственное отношение к природе. Сообщить интересные сведения о родном крае.
2. Развивать познавательную деятельность, мышление воспитанников, умение работать в группе.
3. Продолжать формирование знаний по взаимосвязи процессов, протекающих в биосфере планеты.

Конспект занятия:
1.Вводная часть:

Охранять природу - значить охранять Родину.

Леса топорщатся, и степь клубится.
Жара изводит и снега блестят.
Богаты мы!
Но считанные птицы
Над считанными рощами летят.
Дрожит камыш на считанных озёрах.
И считанные рыбы ждут в реке
И восковые считанные зёрна
Не слышно зреют в малом колоске.
Над запахом таёжной земляники
Полночный филин ухает из тьмы
Неужто внуки лишь по Красной книге
Узнают, как богаты были мы?!

Чего только люди не выдумали, чтобы облегчить себе жизнь: удобрения для сбора богатых урожаев, смертоносные яды, чтобы убивать насекомых вредителей. Научились в огромных количествах добывать полезные ископаемые, чтобы получать энергию, тепло, золото.
А сейчас люди всей Земле с глубокой озабоченностью осознают, что планете все больше грозит экологическая катастрофа, которые может уничтожить все формы жизни на Земле.
Признаки глобального бедствие уже налицо: наличие парникового эффекта, уничтожение озонового слоя, высокая концентрация в атмосфере загрязняющих, высокотоксичных и радиоактивных веществ эрозия почв, сокращение площади лесов, загрязнение водоемов, истребление животного мира. Под угрозой само существование человека.
Это все касается и нас, живущих в нашем Донском крае. Назрела необходимость в сознании всеобъемлющей системы экологической безопасности, что может быть обеспечено только совместными усилиями всего человечества.
И чтобы не только говорить, но и действовать, необходимы элементарные знания своей природы, только тогда мы сможем ей помочь.
Поэтому сегодня мы и проводим игру Брейн-ринг.

2. Основная часть:
Вопросы.

1. Эта река неторопливо собирает водную дань с тульских, воронежских, тамбовских, пензенских земель, образуя мощную реку. Почти две тысячи км. петляет она по земле. По её воде из Воронежа прошли первые русские корабли. О какой реке идёт речь? ( Дон)
2. Почему главную реку нашей области часто называют « Тихим Доном»? ( Уклон реки небольшой 10 см. на 1 км., скорость течения,0,5 м. в сек. Замедленное и спокойное течение).
3. Что означает название Дон? ( Осетинское слово, обозначает - река; просто без названия. Затем стало именем собственным.)
4. У какой реки один берег находится в Европе, а другой в Азии. ( У рек Дон, от устья до впадения Западного Маныча , и Западный Маныч.)
5. Что такое « воробьиные ночи» на Дону? ( Душная ночь, сполохи на краю горизонта, полоса с молниями без грома, будит птиц.)
6. Назовите животного: странный зверёк. Между конечностями и туловищем у него большие кожистые перепонки - крылья, огромные складчатые уши. Это единственное млекопитающее способное к длительному полёту. Зверьки ведут сумеречный, ночной образ жизни. ( Летучая мышь.)
7. Эти степные зверьки имеют чрезвычайно сильные ноги, благодаря которым они прекрасно прыгают, в этом помогает им также длинный хвост, при быстрых поворотах он является рулём. (Земленной заяц - тушканчик).
8. Всем известны строки поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»
« У лукоморья - дуб зелёный
Злотая цепь на дубе том …»
А знаете ли, вы, где находится лукоморье?
( Лукоморье старое название Таганрогского залива. Береговая
северная часть его действительно своими очертаниями напоминает изогнутый лук.)
9. Какое растение в народе называют «шёлковой травой»? (Ковыль).
10. Распространенное дерево пойменных лесов, укрепляет берега водоемов, очень гибкое, низко кланяясь на ветру, не ломается, из тонких побегов плетут корзины, как оно называется? (ива).
11. Вот описание одного очень характерного растения донских степей: ароматный полукустарник со стелющимся по земле стеблем, ценное лекарственное растение, в прошлом религиозные люди в свои праздники посыпали этой пахучей травой полы. ( Богородская трава - чабрец).
12. В водоёмах дельты дона есть растение, которое питается насекомыми. Как оно называется? (Пузырчатка. У этого растения на листовых пластинках есть приспособления для ловли насекомых - пузырьки -капканчики.)
13. Что это за явление, о котором пишет наш земляк В. Потапов: «Чёрный полог накрывал степь. Солнце проглядывало сквозь него расплывчатым пятном. В домах, несмотря на жару окна не открывались. Но пыль тончайшая проникала сквозь поры стен, оседая на мебели. А что делалось в поле! Растения вырывало с корнём. У лесополос - чёрные сугробы пыли. Что уцелело, выгорело. ( Пыльная буря. Часто случается весной. Одной из сильнейших была пыльная буря зимой 1969 г. Был снесён десятисантиметровый слой плодородной земли.)
14. Часто ли бывает град на Дону? Каковы размеры градин? весили 2200 грамм. ( Раз в два, три года, сильный раз в 9-10 лет. В1976 году величина градин была 2-2,5 см, весили 150 грамм, на С.Кавказе 1858 году некоторые из градин

Шуточные вопросы

1. Может ли петух назвать себя курицей? (Нет. Ведь он не умеет говорить.)
2. Какая птица определяет срок жизни человека? (Кукушка.)
3.От какой птицы зависит количество детей в семье. ( От аиста)
4.Существует ли птичье молоко? (Есть у голубей и пингвинов.)
5.Шляпа без головы, нога без сапог. ( Грибы.)
6. Есть грибы, но не в лесу: в тесте, в пиве и квасу. ( Дрожжи).
3. Заключительная часть:
Игра заканчивается словами:
Моя планета - человеческий дом.
Ну как ей жить под дымным колпаком,
Где сточная канава - океан,
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: Больше не могу…»

Вот она летит, маленькая такая!
Вот она грустит, в думы свои вникая
Вот она плывёт, зыбкой прохладой веет,
Всё ещё живет! всё ещё людям верит!
Вот она плывёт сквозь розовую полночь,
Всех людей зовёт, просит придти на помощь.

Подведение итогов, награждение отличившихся воспитанников.

ГКОУ Детский дом г. Азова
Интеллектуально-познавательный клуб
«Зелёная лампа»

Открытое занятие на тему: «Осенние мотивы».

Цель: развитие духовно - нравственных качеств личности воспитанника детского дома.
Задачи:
1.Формировать позитивное отношение к поэзии, живописи.
2. Развивать творческие способности детей, умение анализировать ситуацию.
3. Воспитывать любовь к природе, родному краю.

Вступительное слово:

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой.

Наша воспитанница Осипенко Алина нарисовала прекрасный рисунок: яркие краски рассказывают о красоте такого времени года, как Осень. Может быть, именно эти строки вдохновили Алину нарисовать этот рисунок и получить первое место в конкурсе рисунков «Осенний калейдоскоп».
Строчкой про лес, уподобленный сказочному терему, начинается «Листопад»- одно из удивительных чудес русской лирики. Бунин написал его летом1900 года: гостил он в ту пору в доме брата - в деревне Огнёвка Тульской губернии; работал у окна, за маленьким столом из некрашеных теснин. А осенью это стихотворение было напечатано в петербургском журнале «Жизнь». Горький писал: «У вас я ещё не знаю ни одного стихотворения, равного этому по обилию образов и красоте их».
Сегодня так светло кругом,
Такое мёртвое молчание
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный
Стоит над солнечной поляной,
Заворожённый тишиной

Картина Иссака Ильича Левитана - тоже золотая. Это золото осени. Роща пылает кострами берёз. Золотыми россыпями светится земля. В холодной воде реки отражается голубизна неба, желтые и рыжие обрывистые берега, красноватые ветки кустарника. Осенний воздух прозрачен и свеж.
Левитановская осень - праздник золота и синевы. Радостный праздник красоты и немного грустный ведь это - красота прощания.

Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой
Красою тихою, блистающей смиренно.

Так Александр Сергеевич Пушкин пишет о поздней осени, любимом времени года. Пушкина в Михайловском написал советский художник Виктор Ефимович Попков.
Осень. Желтеет листва на деревьях. Ветер гонит по небу серые тучи. Льёт дождь. Тускло блестят лужи. Светлеют мокрые половицы и перила балкона. Пушкин написан почти со спины. Лишь поворот головы помогает нам разглядеть знакомые черты лица. Пушкин сидел дома, писал - в непогожие дни ему всегда хорошо работалось. Но вот - отложил перо, вышел ненадолго на крыльцо. Легко прислонился плечом к деревянной колонне. Обхватил себя руками, прикрываясь от холодного ветра. И засмотрелся на мокрые жёлтые деревья, на серый изгиб реки, на дальние поля и холмы.
Мы чувствуем, как глубоко задумался Пушкин. Сейчас он возвратиться в комнату, снова возьмёт перо - и то, о чём он думал, вспоминал, мечтал, превратится в стихи.

( Прослушивание стихотворения «Осень» А.С.Пушкина в записи)

Многие художники изображали осень. Иван Иванович Шишкин в 1878 году написал картину «Рожь», Алексей Кондратович Саврасов - «Осень», Апполинарий Васнецов - «Тайга на Урале», Аркадий Александрович Пластов - «Осень». Всмотритесь внимательно: вы видите само движение кисти великих мастеров по полотну, и следы её легких касаний загадочны.
Мы удивляемся, когда рассматриваем осенний лист с подтёками желтизны и багрянца или кусочек берёзовой коры, где чёрное и белое чередуется пленительно точно. Но ещё удивительней, когда это чудо - мы понимаем! - сотворила рука человека, действовавшая с такой же властью как природа.
Вот и наши ребята творили чудеса на бумаге кистью, карандашом, фломастером.
На рисунке у воспитанника Бойко Димы:

Заквохчет дрозд, перелетая
Среди подседа, где густая
Листва янтарный отблеск льёт.

Играя в небе промелькнёт
Скворцов рассыпанная стая.
На рисунке Слабодян Ивана.

У Дубовиковой Насти:

И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелёт.

Прости же лес! Прости, прощай!
День будет ласковый, хороший.
Как будут рады соболя
И горностаи и куницы
Резвясь и греясь на бегу
В сугробах мягких на лугу.

Ребята изобразили на рисунках как будто знаменитые строчки поэта.

Вдова - осень, терем - лес… Эти образы связаны с русским фольклором, со старинными сказками. Жить бы да жить осени в пёстром терему, но вокруг становится слишком тоскливо, пусто. Птицы улетели. Хозяйке леса одиноко, как девушке, стоящей у окна на рисунке воспитанника Савченко Николая. О чем думает эта симпатичная девушка? Может быть о том, что осень отправляется вслед за гусиными стаями на юг!
До свидания осень! До новых встреч.

Интеллектуально-познавательный клуб
«Зеленая лампа».

«Поговорим о самом главном»

К 100 летию
со дня рождения
Дмитрия Сергеевича
Лихачёва

Одним из самых интересных и талантливых людей минувшего века был Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Он оказал большое влияние на интеллигенцию нашей страны, во многом возродил понятие русского интеллигента. Его сила была в том, что он изучил и культуру, и духовную жизнь, быт, искусства русского человека на протяжении многих веков.
Это бесценные знания, читать его книги - наслаждение: так ярко, просто увлекательно они написаны. Они одинаково значимы и для учёного и для школьника.

Кто же такой Дмитрий Сергеевич Лихачёв?

Вспомним основные даты его биографии.

( Ребята называют основные даты и события жизни Д.С.Лихачёва).

Дмитрий Сергеевич получил мировую известность как литературовед, историк культуры, текстолог, популяризатор науки, публицист.
Значение сделанного им выходит за пределы древнерусской литературы и вообще выходит за пределы литературы, хотя создание блестящей школы специалистов по древнерусской литературе - его научный подвиг. Но не менее важной была его роль в нашей жизни как человека самой высокой нравственности, безукоризненного вкуса и поведения. Истинный русский интеллигент.

А кого можно назвать интеллигентом?
( Ребята высказываю своё понимание этого слова).

Посмотрим в словарь Ожегова, слово происходит от слова интеллект, что означает рассудок, разум, мыслительные способности человека.
( Зачитывают несколько толкований слова «интеллигент».)

Что же говорит Лихачёв об интеллигентности?
( Зачитать в книге « Заветное» 169 ст.).

Можно притвориться добрым, щедрым, даже глубокомысленным, мудрым, наконец (особенно если цедить слова, попыхивая трубочкой), но интеллигентным - никогда.
Как вы думаете, почему нельзя притвориться интеллигентом?

Мы пришли к выводу, что интеллигентность это нравственная, высоко-гражданская категория. Главным качеством интеллигента выступает совестливость.
Вот сегодня мы продолжаем знакомство с идеями и мыслями истинного интеллигента - Дмитрия Сергеевича Лихачёва, которого называют совестью нашей эпохи.

Самое большое.
Дмитрий Сергеевич говорит о том, что каждый человек обязан заботиться о своём интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живёт и перед самим собой.
Основной способ интеллектуального развития - чтение. Чтение, для того чтобы быть эффективным, должно интересовать читающего. А этот интерес необходимо развивать в себе. Интерес может быть в значительной мере результатом самовоспитания.

Какие книги представляют для тебя интерес?
Есть ли любимая книга?
Есть ли любимый автор?

Говорят, чтобы побудить интерес к чтению, надо удивить читателя самим процессом чтения - в знакомом открыть незнакомое, в скучном - интригующее, в привычном - необычное.

Расскажите о самой необычной книге, которую вам удалось прочитать?

2007 год объявлен в России Годом чтения. Доказано, что уровень грамотности, культура чтения определяют конкурентоспособность и безопасность страны.

А в чём самая большая цель в жизни?

Дмитрий Сергеевич думает: увеличивать добро в окружающем нас. А добро - это, прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую можно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном подумать, но мелочь и крупное нельзя разделить.
( Зачитать ст.121 «Заветное».)

А как вы понимаете - быть добрым?
Можно ли быть добрым прямо сейчас?
Говорят: Береги честь смолоду».

Что же такое честь?

(Зачитать 133 ст. « Заветное».)

Нравственное понятие, которого нам очень не хватает.
Слово, данное человеком - кем бы он ни был, должно быть сдержано, иначе запятнана его честь.

О ком сказаны слова: « Погиб поэт - невольник чести…»? Кому принадлежат эти слова?
Честь врача, честь школы…Как вы думаете она одна у всех или у каждого разная?
А есть ли честь у нашего детского дома? Какая она?

Самое восхитительное свойство человека - Любовь.

( Зачитать ст. 125 «Заветное».)

А что вы понимаете по этим словом?

Есть повод поговорить о том, о чём ни за что не хочется признаться.

Загадка. Ужасное чувство, от которого страдает, прежде всего, тот, кто его испытывает.
(Ребята назвали несколько отгадок: стыд, ревность, зависть и т.д.)

Поговорим о зависти.

Что по этому поводу думает Дмитрий Сергеевич?
( Зачитать ст. 129 «Заветное».)
А что думаете вы?
А как избавиться от этого болезненного чувства зависти?
Вот что предлагает Дмитрий Сергеевич Лихачёв.
(Зачитать ст.129).

Дополните эти советы на основании собственного опыта, понимания этой проблемы.

Для этого необходимо постоянно работать, развиваться, а не бездельничать.
Вам предлагается высказывания Лихачёва о том, кто такой бездельник. Прочтите и поставьте галочки рядом с пунктом этой новеллы, который соответствует вашему образу жизни.

Поздравляю, это означает что вы не бездельники. Это радует.

Ребята сегодня мы вспомнили краткие этапы биографии знаменитого учёного, публициста, культурного деятеля Дмитрия Сергеевича Лихачёва. Советы высказанные в «Письмах о добром и прекрасном» и направленные главным образом к молодёжи, выражены не в подчинительной и назидательной форме, а выстраданы автором, доказаны собственной гражданской позицией. Его жизнь является примером для подражания, а он есть идеал интеллигентности.
Я думаю, что каждый из вас впустит в своё сердце частицу этой мудрости и станет относиться к окружающей действительности, следуя заповедям человечности, которые оставил в наследство Дмитрий Сергеевич Лихачёв.

дети-сироты, Шамшеева, социализация, сироты, литература, детский дом, саморазвитие личности, социальная адаптация, социальное самоопределение, литературоведение, социально незащищённые дети, сообщество, литературное краеведение

Previous post Next post
Up