АУДИО-ВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Nov 28, 2013 19:16

Латышев Олег Юрьевич

Проблема повышения мотивации учащихся к обучению является сейчас одной из наиболее актуальных. В то же время, исчерпывающих средств обеспечения должного уровня мотивации пока не найдено. Однако существует определенный опыт, накопленный в процессе экспериментальной работы Института содержания и методов обучения РАО совместно с ГОУСОШ №1331 ЦОУ МДО и Культурным центом дополнительного образования «Арбатская Иверия». Академический эксперимент «Использование информационных технологий в образовательных учреждениях для социально незащищенных детей» вызвал у ГОУСОШ №1331 большой интерес. Он определяется как предметом, так и объектом экспериментальной работы. Подавляющее большинство учеников 1331-ой школы - это дети беженцев и переселенцев из горячих точек. Соответственно, они в первую очередь попадают в категорию социально незащищенных детей. Использование же информационных технологий, особенно аудио-визуального плана, является для школы одним их наиболее важных и продуктивных направлений деятельности. Третий год за исполнение договорных обязательств о ведению опытно-экспериментальной работы отвечают: от ИСМО АО - научно-исследовательская лаборатория «Школьная медиатека» (зав., действительный член АИ, к..н. Ястребцева Е.Н.), от ГОУСОШ №1331 - научно-практическая лаборатория «Хромас» (зав. Градов Т.Э.). Научные связи данных учреждений пролегают по линии использования информационных технологий в образовательном процессе. Совместными усилиями выработан комплекс программно-аппаратных средств, существенно дополняющих структуру информационно-образовательной среды учреждений общего среднего образования. Они предназначены для демонстрации аудио-визуальных средств повышения мотивации к учению среди детей школьного возраста. Данная система средств - это четко согласованные авторские технологии в области цветоники (участие цвета в информационном обмене живых организмов) и педагогико-психологической коррекционной работы. Ими продиктовано совместное использование в работе кабинетов школьного социального педагога и психолога:
- цветовых экранов;
- светового оборудования;
- звукового сопровождения;
- экологически обоснованного комплекта материалов отделки помещения для занятий;
- малые декоративно-художественные авторские формы интерьера кабинетов для занятий;
- Специально разработанный комплект цветовой мебели.
Методическое сопровождение комплекса включает в себя указания по монтажу, технической эксплуатации предлагаемых средств, обучения педагогического коллектива навыкам работы с ним. Также методические материалы включают в себя курсовой материал для повышения квалификации школьных специалистов в данной области на местах. Прошедшие соответствующую подготовку члены педагогического коллектива могут правильно подобрать возрастные группы учащихся, определить круг приоритетного воздействия сообразно степени педагогической запущенности, протестного поведения в ученической среде и т.д. Школьный врач, присоединяясь к данному виду коррекционной работы в школе, помогает выделить из состава учащихся тех детей, у которых есть показания к занятиям по психо-неврологическому профилю. Для ведения данной работы учреждение должно обладать соответствующими лицензиями, наделяющими его правом вести одновременно образовательную и медицинскую деятельность. В силу характера задач образовательного учреждения общего профиля такие разрешительные документы оформляются для деятельности учреждения в целом, одними из направлений которой и является работа социального педагога, психолога, заведующего сенсорной комнатой и других подразделений учреждения.
Что же являет собой предлагаемая система средств педагогико-психологической коррекционной работы с учащимися? Ее органическим звеном служат, с одной стороны, названные выше цветовые экраны. Это многослойные авторские цветописные полотна уникального Российского художника, нашего современника Тима Градова. Данные полотна признаны колоссальным прорывом в области «живых» энерго-информационных технологий, в которых автор применил специальные шифры синтеза триединства цвета, света и звука с целью достижения гармонии биоритмов природы человека, синхронизации деятельности левого «рационально-логического» и правого «художественно-образного» полушарий. (д.ф.н., доцент кафедры медико-психологической реабилитологии МГУС Шиповская Л.П.). С другой стороны, организующим началом комплекса является звуковой ряд сопровождения демонстрации полотен и световых комбинаций на них. Он представлен мелодическим рядом в сочетании с шумами природы из компакт-дисков релаксационно-музыкальной серии «В согласии с природой». Автором серии этой синтез-музыки является ведущий научный сотрудник Российской академии образования, к.ф.н. Олег Латышев-Майский. То, что именно он руководит экспериментальной работой научно-исследовательской лаборатории «Школьная медиатека» по теме «Использование информационных технологий в образовательных учреждениях для социально незащищенных детей», не является простым совпадением. На протяжении более двадцати лет Олег Латышев-Майский разрабатывает тематические пласты музыки для организации работы сенсорных комнат в школах-интернатах, детских домах и учреждений других типов, главным контингентом учащихся в которых являются социально незащищенные дети. Демонстрация полотен Тима Градова под музыку Олега Латышева-Майского являет собой органический синтез проявления и обеспечения согласованности зрительного и слухового восприятия. Он как нельзя лучше подходит для внутренней работы ребенка над собой в сфере личностных переживаний. Вне зависимости от того, осознает ли ребенок уровень происходящей на его внутреннем плане титанической работы, ее результаты так или иначе находят свое яркое проявление в:
- Трансформации протестного поведения в такие поведенческие формы, когда ребенок проявляет желание контактировать с учителем и воспитателем;
- Проявлении у ребенка интереса не только к миру собственных переживаний, который затмевает собой все происходящее вовне, но и к тому кругу занятий, который в данный момент характерен для его свестников;
- Формировании у ребенка желания проявить себя позитивно как среди одноклассников, так и в кругу старших товарищей, наставников, например, в процессе учебной деятельности.
На какие же закономерности развития психо-эмоциональных состояний ребенка аудио-визуальные информационные технологии оказывают столь позитивное влияние? В первую очередь, среди них следует выделить образ внешнего мира, ближайшего окружения ребенка, каким этот мир ему представляется. Постоянное превалирование материальных ценностей в ущерб духовному содержанию окружающего мира, бранные слова, рукоприкладство со стороны старших формируют в сознании ребенка сугубо негативное представление обо всем, с чем ему приходится сталкиваться в повседневной жизни. Что же касается аудио-визуальных информационных технологий, то их участие в жизни ребенка не уводит последнего от реального восприятия действительности. Однако свето- и звукообеспеченный просмотр многослойных художественных полотен побуждает к резонансу самые чистые, высокие сферы достаточно незамутненного детского сознания. В отличие от многих традиционных методик релаксации, когда зрительные и слуховые иллюзионные построения позволяют на время отмежеваться от жестокости реального мира, используемые Градовым и Латышевым-Майским аудио-визуальные средства не уводят сознание детей ни в какой виртуальный мир. Наоборот, при показе полотен и прослушивании соответствующей музыки выстаивается модель поведения, используя которую, ученик школы может найти в окружающем мире все то лучшее, что будет поддерживать его «на плаву» долгие годы, укрепляя его духовно-нравственное пространство. Аудио-визуальные средства не привязывают сознание ребенка к каким-либо традиционным для детского восприятия образам внешнего мира, потому как они постоянно эксплуатируются традиционной педагогикой и формируют у ребенка протестный тип поведения. Тим Градов и Олег Латышев-Майский не ставят перед собой задачи так же и привязать внутренний мир ребенка к догматизированным моделям поведения, также излюбленным традиционными воспитательными системами. Наоборот, ребенку показывается возможность самостоятельно выбрать свой жизненный путь с постоянно открывающимися на нем новыми горизонтами. Единственное, что при этом побуждается делать ребенок, так это отвечать за каждый сделанный им шаг самостоятельно. А соответственно - вырабатывать в себе чувство ответственности за порученное дело, за комфортное состояние людей при общении с ним, а также за те обещания, которые счел возможным дать. В результате выработки таких качеств, в свою очередь, формируется базис для наработки жизненно необходимых умений и навыков. Например, еще не попав в трудную жизненную ситуацию, ребенок научится заблаговременно анализировать пути «туда и оттуда», делая все от него зависящее, чтобы стабильно двигаться по выбранному жизненному пути, не поддаваясь соблазну свернуть на скользкие боковые дорожки. И что самое главное, может помочь в этом своим сверстникам, не испытывавшим на себе позитивное действие названных здесь аудио-визуальных технологий.
Итак, мы можем сказать, что в виду появления творческого и научно-практического тандема Тима Градова и Олега Латышева-Майского и двустороннем методическом обеспечении перед нами открывается возможность еще одним эффективным образом воздействовать на ситуацию в области мотивации учащихся к учебной деятельности. Исследовательская деятельность по данному вопросу началась не сегодня, и будет иметь свое логическое продолжение согласно программе экспериментальной работы и планов для каждого участвующего в ней образовательного учреждения. В качестве базовых опорных точек от года до двух активно используются кабинеты психологов, социальных педагогов, методические кабинеты и сенсорные комнаты в городах и весях Российской Федерации. Инициативные экспериментаторы, благодаря упорному труду которых мы и можем вести здесь речь по данному вопросу, работают в детских домах и интернатах Воронежа и Самары, Сызрани и Чапаевска, Азова и Шахт, Лабинска и Кропоткина, а также многих других населенных пунктов. Остается только надеяться, что и текущий учебный год принесет немало новых научно-практических результатов в плане использования аудио-визуальных информационных технологий в образовательном процессе.

воспитание, методика, мелодия, музыка, мотивация, обучение, аудио, видео, ученик, учение, программа

Previous post Next post
Up