МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ В КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ. Окончание

Dec 03, 2013 11:14

Развивающийся и
постоянно углубляющий уровень
своей профессиональной подго-
товки. И с каждым днём учителю,
взявшемуся за медиаобразование
на литературно-краеведческом
поприще, такой медиаспециалист
способен оказывать поддержку
всё в новых и новых направлениях
синтеза традиционного и ультра-
современного пластов знаний.
Например, у юных литератур-
ных краеведов появилось жела-
ние сделать фотографии литера-
турного музея-заповедника и при-
вязать их к карте местности. Учи-
тель литературы или руководитель
литературной студии может пока-
зать, на каких объектах съемки
следовало бы заострить своё вни-
мание юным исследователям. А
медиаспециалист в это время по-
могает настроить фотокамеру на
контакт со спутниковой системой,
что поможет включить в информа-
цию о фото пространственные ко-
ординаты точки, в которой оно
было сделано. Если сейчас даже
сухие, сугубо служебные подписи
приходится делать под фото вруч-
ную, то вскоре настанет время, ког-
да снимки будут подписываться
самостоятельно, согласуясь с по-
стоянно обогащающейся системой
сведений, согласованной с долгот-
но-широтными характеристиками
каждого такого фото. К этому могут
предлагаться все возможные
ссылки на сетевые ресурсы, так
или иначе затрагивающие тему
сфотографированного объекта. В
эту пору медиаспециалист будет
объяснять учителю литературы и
его юным последователям уже со-
всем другие технические тонкости.
И сам процесс медиаобразования
в литературном краеведении мо-
жет обрести совершенно новые
очертания. Подобно тому, о чём
свидетельствует многолетняя
практика нашей эксперименталь-
ной работы.
Десять лет назад один из ав-
торов этой статьи выступал перед
руководимой им группой воспита-
телей детского дома - смелых экс-
периментаторов в области социа-
лизации детей-сирот средствами
информационных технологий. И
демонстрировал при этом «кулон»
- флэш-карту, на которой в тот мо-
мент помещалось всего 64 мега-
байта текстовой информации. Слу-
шателей тогда поразил факт, что на
этом крошечном изделии запечат-
лелись все литературные произве-
дения, хранившиеся в книжном
шкафу протяжённостью во всю сте-
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ № 4/ 2013
106
ну кабинета, где происходила наша
первая встреча.
Сегодня такая ёмкость диско-
вого накопителя не может вызы-
вать у большинства слушателей
ничего кроме ироничной усмешки.
Но скоро уже и постоянно увели-
чивающаяся ёмкость накопителей
может сама по себе потерять
смысл. В ближайшей перспективе
вся поверхность земного шара
окажется в равной степени (или,
по крайней мере, на уровне мини-
мальной необходимости) доступ-
ности для спутниковых сигналов, а
трафик повседневной информа-
ции также станет хотя бы по мини-
муму исчерпывающим. Вся инфор-
мация при этом может храниться
на надёжных серверах, располо-
женных, например, где-нибудь на
необитаемом острове, а спутники
будут ретранслировать её во все
необходимые стороны света. Тог-
да высоко ёмкие дисковые нако-
пители портативного класса ока-
жутся невостребованными.
Но главное, что больше всего
изменится при этом - это само
представление о пути получения
информации, формирования проч-
ных и полезных знаний, например,
в области медийного краеведения.
Можно будет просто проходить
мимо любого дома, и, включив на
мобильном телефоне соответству-
ющую опцию, слушать всю необхо-
димую информацию о нём, соответ-
ствующую цели ваших изысканий. А
если Вы не услышите в этом инфор-
мационном блоке чего-либо досто-
верно известного Вам, можете на-
диктовать на сервер своеобразно-
го аудионавигатора своё дополне-
ние. Информация будет эксперти-
рована и включена в прослушанный
Вами информационный блок. Если,
например, на сайте www.wikipedia.
org Вы имеете возможность ввес-
ти, прежде всего, текстовую инфор-
мацию, то в дальнейшем она мо-
жет концентрироваться в аудио- и
видеоформате, и дополняться пос-
ледующими стараниями компетен-
тных слушателей.
Почему мы считаем возмож-
ным высказывать здесь всего
лишь одну из многочисленных вер-
сий возможного развития техно-
генного процесса? Ведь развитие
может пойти и совершенно другим
путём? Вполне возможно. Однако
здесь мы видим это уместным уже
лишь как модель стремительного
развития процессов, обеспечива-
ющих, в частности, и успех медиа-
образования в сфере краеведе-
ния. Потому что юным краеведам
необходимо заранее настроиться
на восприятие системы приобре-
тения новых знаний как взаимо-
действующей с огромным количе-
ством разнообразных факторов
действительности, обусловливаю-
щих её стремительное развитие. И
настраиваться на постоянное пе-
реосмысление уровня возможно-
стей медиаобразования, который
обеспечит однозначный успех ис-
следования даже по любой чрез-
вычайно узкой теме, какую бы они
ни выбрали.
Новое время требует новых
подходов в образовании, новых
технологий, в том числе и компью-
терных, или, как принято сейчас
называть, информационно-комму-
никационных. Действительно, ис-
пользование ИКТ на уроках даёт
возможность воздействовать на
Российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики
107
три канала восприятия человека:
визуальный, аудиальный, кинесте-
тический, а значит, - способствует
эффективному усвоению учебного
материала. Безусловно, компью-
тер не заменит учителя или учеб-
ник. Необходимо помнить, что ис-
пользование современной техни-
ки на каждом уроке нереально. В
первую очередь, это противоречит
требованиям СанПина, и к тому же
не отвечает возможностям воспри-
ятия у подавляющего большинства
воспитанников интернатных уч-
реждений. Но умелое применение
ИКТ не только увеличивает эффек-
тивность урока, но и способствует
повышению познавательных по-
требностей воспитанников.
Одним из оптимальных и дос-
тупных для учителя средств исполь-
зования ИКТ на уроках литерату-
ры является создание презента-
ций. Как известно, презентация -
это набор слайдов и спецэффек-
тов, сопровождающих их показ на
экране, выполненных в программе
“Power point”, либо в аналогичной
оболочке “KM-school”, либо в лю-
бом другом пригодном для этого
редакторе.
В рамках нашей темы мы час-
то приводим примеры примене-
ния уроков-презентаций для изу-
чения биографии и творчества пи-
сателей Воронежского края. На
уроках художественного восприя-
тия произведения показ слайдов
ограничивается несколькими ми-
нутами. Это может быть изображе-
ние портрета писателя, иллюстра-
ции художников, живописное или
графическое отражение быта эпо-
хи, описанной в произведении. Хо-
рошо, когда показ слайдов сопро-
вождается музыкой, подобранной
в соответствии с особенностями
изучаемого произведения. Такая
презентация воздействует на раз-
ные сферы восприятия: эмоции,
мышление, воображение, созда-
ние положительного настроя на
работу. Благодаря такому подходу,
по мнению О.Е. Крюковой, «прово-
дится постепенное «погружение»
в заданный образ, где ребенок,
находящийся в интернатном уч-
реждении для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родите-
лей, имеет возможность прожить
и проработать свою психологичес-
кую травму, стрессовую ситуацию»
[Крюкова, 2012, с. 400].
Презентации, сопровождаю-
щие уроки углублённого изучения
произведения, могут содержать
слайды с вопросами разного ха-
рактера, стимулирующими анали-
тическую деятельность воспитан-
ников (сопоставительный анализ,
наблюдение, обобщение) и разви-
тие воображения, слайды с зада-
ниями для воспитанников, слайды
информативного характера, слай-
ды с иллюстрациями к произведе-
нию, с литературными терминами
и другие. Такие презентации спо-
собны увеличить объём изучаемо-
го материала за счёт экономии
времени учителя и воспитанников,
активизировать самостоятельную
деятельность воспитанников, рас-
ширить возможность применения
дифференцированного подхода в
обучении, осуществить межпред-
метные связи, добиться, в итоге,
наибольшей эффективности урока.
Литературная жизнь Воро-
нежского края известна далеко за
его пределами. Она обогатила
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ № 4/ 2013
108
русское литературное творчество
и сама вобрала в себя то лучшее,
что было и есть в наследии поэтов
и писателей прошлого. Вот поче-
му мы изучаем с воспитанниками
школы-интерната произведения
А.В.Кольцова, И.С.Никитина, С.Я.-
Маршака, А.Платонова, В. Песко-
ва, И.Бунина, уроженцев и жите-
лей земли Воронежской. Исполь-
зование краеведческого матери-
ала на определенных уроках ли-
тературы даёт возможность по-
смотреть на автора и его произ-
ведение по-новому, приобщить
учащихся к истории и культуре род-
ного края. Применение компью-
терной презентации на уроке
представляет обширные возмож-
ности работы с видеоматериа-
лом, со звуком, с фотодокумента-
ми и с текстом. Приведём несколь-
ко примеров описания слайдов к
некоторым видам презентаций.
Следующая распространён-
ная форма работы с использова-
нием современных информацион-
ных технологий - просмотр видео-
фильмов. Многие классические
произведения нашли своё новое
воплощение в кинематографе. Эти
художественные фильмы служат
хорошим подспорьем в работе на
уроках литературы. Можно исполь-
зовать отдельные видеофрагмен-
ты, а можно организовать про-
смотр всего фильма с последую-
щим обсуждением.
Выбирая краеведческое на-
правление, следует отметить, что
ярким примером для младших
школьников может служить твор-
чество замечательного воронежс-
кого детского писателя С.Я.Марша-
ка. Для старшеклассников подхо-
дит художественный фильм «Тём-
ные аллеи», снятый в 1991 году по
мотивам рассказов Ивана Бунина.
Кстати, режиссер Никита Михалков
завершает работу над новым
фильмом, который будет основан
на произведениях Ивана Бунина
(«Окаянные дни» и «Солнечный
удар»). В своей медиаобразова-
тельной работе мы используем
также и экранизации произведе-
ний А.Платонова («Одинокий голос
человека» по мотивам рассказа
«Река Потудань», «Сокровенный
человек» и «Происхождение мас-
тера» (1978-1987), «Отец» по мо-
тивам рассказа «Возвращение»
(2007), «Родина электричества» -
новелла из киноальманаха «Нача-
ло неведомого века» (1967).
Литературное краеведение
средствами мультимедиа воспиты-
вает жажду познания, формирует
устойчивый интерес к поискам но-
вого, и тем самым способствует
развитию творческой мысли, вос-
питывает активного читателя-кни-
голюба. В литературном краеведе-
нии средствами мультимедиа не
только изучается разнообразная
жизнь края и его роль для всего
общества, но и используется воз-
можность заняться полезной де-
ятельностью. В процессе позна-
ния и преобразования родного
края в воспитанниках утверждает-
ся важнейшее патриотическое чув-
ство - ответственность за судьбу
своей малой и большой Родины.
На первый план краеведение выд-
вигает умение воспитанников ос-
мысливать происходящее, видеть
жизнь в ее постоянном развитии,
обновлении, и тем самым дает
возможность личности в процессе
Российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики
109
социализации определить свою
траекторию саморазвития.
Нам представляется, что кра-
еведение как предмет обязатель-
но должно присутствовать в школь-
ной программе. Эта дисциплина
учит ребёнка знать свою историю,
историю своего края. На примерах
великих земляков ученик может
убедиться в необходимости воспи-
тания в себе таких качеств, как
твёрдая воля, решительность,
стойкость, мужество. Уроки крае-
ведения необходимы в школе, так
как одновременно это и уроки
граждановедения, в свою очередь,
помогающие ученику выбрать и
сформировать свою систему цен-
ностей, в которой на одном из пер-
вых мест стоит патриотизм, начи-
нающийся с любви к своей малой
Родине. Краеведческая работа
может и должна войти в жизнь
каждой школы. Ее творческий, со-
зидательный характер послужит
воспитанию гражданско-патриоти-
ческих и духовно-нравственных ка-
честв у молодых граждан России.
Литература
Байер Е.А., Латышев О.Ю. Повы-
шение жизнестойкости детей-сирот
средствами экскурсионно-туристи-
ческой деятельности // Материалы
Первой международной научно-прак-
тической конференции «Внутренний
туризм как фактор развития регионов
в условиях рыночной экономики (на
примере Самарской области)». Толь-
ятти, 2012. С. 144-154. http://blogs.mail.
ru/list/papa888/5A839BAB821DED49.html
Дело Поносова // Википедия. Сво-
бодная энциклопедия http://ru.wikipedia.
o r g / w i k i /%C 4 % E 5%E B%E E _
%CF%EE%ED%EE%F1%EE%E2%E0
Закон Российской Федерации «Об
образовании» // Кодексы и законы РФ.
Правовая навигационная система.
ht tp: / /www.zakonr f . info/zakon-obobrazovanii/
Зотова И.В., Латышев О.Ю. Роль
образовательной области «Техноло-
гия» в социальной адаптации социаль-
но незащищённых детей // Материалы
научно-практической конференции
молодых учёных «Оценка качества об-
разования-2007». М., 2007.
Зотова И.В., Латышев О.Ю. Ста-
новление информационно-образова-
тельной среды интернатного учреж-
дения в условиях дистанционной под-
держки // Материалы XIV конференции
представителей региональных науч-
но-образовательных сетей «RELARN-
2007. Нижний Новгород, 2007.
Ильин В.Н., Латышев О.Ю. Социа-
лизация детей-сирот средствами эк-
скурсионно-туристической и краевед-
ческой деятельности // Материалы
Первой международной научно-прак-
тической конференции «Внутренний
туризм как фактор развития регионов
в условиях рыночной экономики (на
примере Самарской области)». Толь-
ятти, 2012. С.390-399. http://blogs.mail.
ru/ list/papa888/3C9E723F898E1D29.html
Капустина Е. Н., Латышев О. Ю.
Работа социальной службы детского
дома // Социальная педагогика. 2012.
№ 1. С. 88-95.
Ковтонюк В.А., Левина Л.Б., Латы-
шев О.Ю. Профильное обучение детей-
сирот с использованием информаци-
онных технологий // Материалы XIII Кон-
ференции представителей региональ-
ных научно-образовательных сетей
RELARN-2006. Барнаул, 2006. С.230-236.
Крюкова О.Е., Латышев О.Ю. Со-
циально-психологическая адаптация
детей-сирот средствами экскурсион-
но-туристической и краеведческой
деятельности // Материалы Первой
международной научно-практической
конференции «Внутренний туризм как
фактор развития регионов в услови-
ях рыночной экономики (на примере
Самарской области)». Тольятти, 2012.
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ № 4/ 2013
110
С.400-411. http://blogs.mail.ru/list/
papa888/A1A927AB1847244.html
Лихачев Д.С. Земля родная.
М.,1983.
Макарова Л.Н., Латышев О.Ю.
Роль урока географии в социализации
детей-сирот средствами туризма и
краеведения // Материалы Первой
международной научно-практической
конференции «Внутренний туризм как
фактор развития регионов в услови-
ях рыночной экономики (на примере
Самарской области)». Тольятти, 2012.
С. 417-428. http://blogs.mail.ru/list/
papa888/11B4C826EBE82394.html
Максимова С.В., Латышев О.Ю.
Аудиовизуальные средства повыше-
ния мотивации // Эхолот 2005.
conf.cpic.ru/echolot2005/rus/reports/
theme_677.html - 20k
Пилюгина Е.В., Латышев О.Ю.
Школа юного экскурсовода как сред-
ство развития социального туризма /
/ Материалы Первой международной
научно-практической конференции
«Внутренний туризм как фактор раз-
вития регионов в условиях рыночной
экономики (на примере Самарской об-
ласти)». Тольятти, 2012. С. 199-208.
ht tp: / /blogs.mai l . ru/ l ist /papa888 /
61E654C737C402F.html
Снегуров А.В. До и после информа-
тизации // ИКТ в образовании. 2008. № 3.
Черненок Т.Д., Ильин В.Н., Латы-
шев О.Ю. Экспериментальная работа
в школе-интернате №1 г. Воронежа в
2007-2008 учебном году // Образова-
тельные технологии ХХI века. ОТ’09.
Материалы девятой городской науч-
но-практической конференции / Под
ред. Гудилиной С.И., Тихомировой К.М.,
Рудаковой Д.Т. М., 2009. С.46-51.
Черняк М.А., Латышев О.Ю. Моде-
лирование информационного про-
странства интернатного учреждения
// Материалы XIII Конференции предста-
вителей региональных научно-образо-
вательных сетей RELARN-2006. Бар-
наул, 2006. С.241-252. http://blogs.mail.
ru/list/papa888/E36C1DB1F982E00.html
References
Bayer, E., Latyshev, O. Enhancing
resilience of orphans means excursion
tourism / / Proceedings of the First
International Scientific Conference
«Domestic tourism as a factor of regional
development in a market economy
(Samara region).» Togliatti, 2012, Pp. 144-
154. http://blogs.mail.ru/list/papa888/
5A839BAB821DED49.html
Chernenok, T., Ilyin,V., Latyshev, O.
Experimental work in the boarding school
№ 1 of Voronezh in 2007-2008 / /
Educational Technology XXI century.
ET’09. Proceedings of the ninth city
Scientific Conference / Ed. Gudilina S.,
Tikhomirova K., Rudakova D. Moscow.
2009. p.46-51.
Chernyak, M., Latyshev, O. Modeling
the information space boarding school / /
Proceedings XIII Conference of regional
research and education networks
RELARN-2006. Barnaul, 2006. p.241-252.
ht tp: / /blogs.mai l . ru/ l ist /papa888 /
E36C1DB1F982E00.html
Case Ponosov / / Wikipedia. The free
encyclopedia. http://ru.wikipedia.org/wiki/
% C4% E5% EB% EE_% CF% EE% ED%
EE% F1% EE% E2% E0
Ilyin, V., Latyshev O. Socialization of
orphans means excursion and tourist
activities and local history / / Proceedings
of the First International Scientif ic
Conference «Domestic tourism as a factor
of regional development in a market
economy (Samara region).» Togliatti :
2012, p.390-399. http://blogs.mail.ru/list/
papa888/3C9E723F898E1D29.html
Kapustina, E., Latyshev, O. Social
services of the orphanage / / Social
Pedagogy. 2012. № 1. p.88-95.
Kovtonyuk, V., Levina, L., Latyshev
O. Specialized education of orphaned
children using information technology //
Proceedings of the XIII Conference of
regional research and education networks
RELARN-2006. Barnaul, 2006. P.230-236.
Kryukova, O., Latyshev, O. Social
and psychological adaptation of orphans
means excursion and tourist activities and
Российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики
111
local history / / Proceedings of the First
International Scientific Conference
«Domestic tourism as a factor of regional
development in a market economy
(Samara region).» Togliatti, 2012. p. 400-
411. htp://blogs.mail.ru/list/papa888/
A1A927AB1847244.html
Makarova, L., Latyshev, O. The role
of geography lessons in socialization of
orphans means tourism and local history
/ / Proceedings of the First International
Scientific Conference «Domestic tourism
as a factor of regional development in a
market economy (Samara region).»
Togliatti, 2012. p. 417-428. http://
b l o g s .ma i l . r u / l i s t / p a p a 8 8 8 /
11B4C826EBE82394.html
Maksimova, S., Latyshev, O. Audiovisual
means of motivation // Moscow:
Sounder, 2005. conf.cpic.ru/echolot2005/
rus/reports/theme_677.html
Pilyugina, E., Latyshev, O. School
young guide as a tool for social tourism /
/ Proceedings of the First International
Scientific Conference «Domestic tourism
as a factor of regional development in a
market economy (Samara region).»
Togliatti, 2012. p.199-208. http://
b l o g s .ma i l . r u / l i s t / p a p a 8 8 8 /
61E654C737C402F.html
Russian Federation Law «On
Education» / / Code and the laws of the
Russian Federation. Legal navigation
system [electronic resource]. http://
w ww. z a k o n r f . i n f o / z a k on - o b -
obrazovanii/
Snegurov, A. Before and after the
information // ICT in Education. 2008. № 3.
Zotova, I., Latyshev, O. The role of
the educational field «technology» in the
social adaptation of vulnerable children / /
Proceedings of the Conference of Young
Scientists «Assessing the quality of
education-2007.» Moscow, 2007.
Zotova, I., Latyshev, O. Becoming
educational environment boarding school
in remote support/ / Proceedings of the
XIV Conference of regional research and
education networks «RELARN-2007.
Nizhny Novgorod. 2007.

начальная школа, краеведение, Чайкина, Латышев, литература, Свиридова, литературное краеведение

Previous post Next post
Up