ПУТИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

Dec 03, 2013 08:10

Ильин Виктор Николаевич, академик Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения имени А.А. Остапца-Свешникова, отличник народного просвещения, директор КОУ Воронежской области «Школа-интернат №1для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - федеральной экспериментальной площадки ИСМО РАО, отличник народного просвещения. 8-904-211-87-68. iljin2002@yandex.ru
Латышев Олег Юрьевич, академик Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения имени А.А. Остапца-Свешникова, научный руководитель Федерального эксперимента Российской Академии образования, кандидат филологических наук, основатель и директор ТОП МОО АДЮТК «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко». www.my.mail.ru/list/papa888 8-919-246-87-58, 8-918-443-00-43, papa888@list.ru

ПУТИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
ПОСРЕДСТВОМ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

TOWARDS SOCIAL ADAPTATION BOARDING SCHOOLS
BY LOCAL HISTORY OF TOURISM

Ключевые слова: туризм, методика, разработка, экскурсионно-туристическая деятельность, воспитание, социальная адаптация, краеведение, социализация.

Аннотация. Среди многообразия социально-адаптирующих мероприятий, существующих в работе с детьми-сиротами, мы увидели разумным использовать средства экскурсионно-туристической деятельности в силу их комплексности и эффективности как мотивационного стержня на пути социализации воспитанников школы-интерната.

Keywords: tourism, methodology development, tours and tourist activities, education, social integration, local history, socialization.

Abstract. Among the variety of social events adapting existing work with orphans, we saw a reasonable use the excursion and tourist activity due to their complexity and effectiveness as a motivational rod towards the socialization of children boarding school.

Поиск путей социальной адаптации детей-сирот, воспитывающихся в школах-интернатах, в настоящий момент лежит в сфере деятельности образовательных учреждений туристско-краеведческой направленности. Эта работа проходит в тесной связи с планами развития музейно-педагогической деятельности - с одной стороны, и физкультурно-спортивной - с другой. Таким образом, достигается гармоническое единство физической подготовки и познавательной активности учащихся, в совокупности своей опирающихся на духовно-нравственную основу функционирования интернатных учреждений образования.
По данной проблеме существует общность публикаций в сборниках научно-практических конференций, обусловленная единством видения путей её решения. Это, в первую очередь, работы Е.А. Байер, С.В. Воробьёва, А.Г. Бойко, А.Ю. Бутова, Г.В. Вишиной, В.Н. Ильина, В.А. Горского, А.А. Горячева, Е.Н. Капустиной, В.А. Ковтонюк, О.Е. Крюковой, О.Ю. Латышева, Л.Б. Лёвиной, Л.Н. Макаровой, М.А. Митрофановой, Е.В. Пилюгиной, В.С. Серебрия, Д.В. Смирнова, Б.А. Столярова, А.Г. Цебулевской, Л.П. Чайкиной, Е.Н. Ястребцевой и многих других наших замечательных сподвижников. Рассматривая обозначенную проблему в присущей их специализации нюансировке, выше перечисленные учёные и практики единодушны в одном - туризм, краеведение, музейная педагогика, художественное образование, опирающиеся в своей логической последовательности на поддержку информационных технологий, являют собой хорошо согласованную образовательную среду, способствующую надлежащей социальной адаптации учащихся школ-интернатов для детей-сирот.
Задача ниже следующей работы - обозначить пути использования социализирующих, образовательных и формирующих у учащихся внутреннюю культуру возможностей туризма и краеведения, в процессе социальной адаптации выбранной нами целевой аудитории. Цели социализации, а также и её прикладных адаптационных процессов соответствуют задачи формирования культурной, образованной и гармонично развитой личности учащихся школ-интернатов. Их решение красной нитью проходит через всю содержательную ткань нашего исследования.
В настоящее время всё большее место в общественной инфраструктуре стал занимать разнопрофильный туризм, позволяющий гражданам нашей страны получить развёрнутое представление о культурных и природных сокровищах планеты. Воспитанники нашего интерната также внимательно следят за развитием экскурсионного дела, туризма - как в родном городе, так и за его пределами. Элементы романтики и эмоционального восприятия со временем побуждают воспитанников знакомиться с экономическими механизмами сферы туризма, изысканиями краеведов в их родных местах, что позволяет детям культивировать в своем сознании гордость за родную землю, мудрость предков, глубину исторических традиций. И постепенно некоторые из них начинают связывать модель своей будущей самореализации за пределами учёбы в школе-интернате с вопросами туризма и краеведения. И мы видим своей задачей своевременно откликнуться на ожидания наших воспитанников, и поставить на службу их социализации средства экскурсионно-туристической и краеведческой деятельности. Организация любого инновационного начинания требует от его авторов щепетильного похода, рассмотрения всех встречающихся на пути нюансов в организации деятельности по изучению избранного объекта. И это особенно важно, когда в роли такого объекта выступает социализация детей-сирот - категория исключительно не умозрительная, а безотлагательно необходимая в существующих реалиях Российского (и не только) современного общества. На наш взгляд, актуальность проекта обусловлена современными тенденциями в обществе, связанными с инновационным развитием и модернизацией российской школы в соответствии с основными направлениями приоритетного национального проекта «Образование», национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Планом действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы, Федеральной целевой программой развития образования на 2011 - 2015 годы, проектом модернизации региональной системы общего образования на 2011 - 2015 годы.
Утверждение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения побуждает следовать его современным установкам, продиктованным государственной программой модернизации образования. В частности, «Стандарт направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, … сохранения и развития культурного разнообразия, … овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России». Применительно к предлагаемой нами теме инновационной работы, «в основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности».
Взаимодействие и преемственность формального, неформального и информального образования представляют собой путь существенного повышения эффективности образовательного процесса в школе-интернате. В то же время, в процессе социализации воспитанников школы-интерната результаты преемственности выше названных звеньев до сих пор активно не задействовались. Нам представляется, что в условиях превалирования конкретного мышления над абстрактным у значительного количества воспитанников, необходимости ликвидации педагогической запущенности и других подобных неотъемлемых факторов наиболее высокие результаты социализации достижимы средствами физкультурно-спортивной и туристско-краеведческой деятельности. Выработка умения общаться с представителями творческой интеллигенции, органов власти и духовенства повлечёт за собой развитие коммуникативных навыков в целом, и, как следствие, будет способствовать повышению уровня социализации воспитанников и выпускников. Умение вести экскурсии в областных, а затем и в федеральных музеях, владеть вниманием аудитории, культурно и цивилизованно отражать её запросы, в свою очередь, повлечёт за собой выравнивание детской самооценки до адекватного уровня, что также способно сделать маршрут социализации позитивно насыщенным.
Мы разработали план поэтапной реализации экспериментальной деятельности, предполагающий широкий круг решаемых экспериментальным коллективом задач. Первый этап - диагностико-ориентировочный - охватывает собой 2012 год. В него включаются следующие звенья:
- Проведение комплексного анализа по сопоставлению образовательных потребностей и ресурсов образовательных учреждений - участников сетевого взаимодействия. Выявление дополнительных потребностей в ресурсах сети.
- Определение модели сетевого взаимодействия базового образовательного учреждения («Школа-интернат №1») с другими образовательными учреждениями.
- Конструирование единой региональной системы мониторинга социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами туристско-краеведческой деятельности во взаимодействии формального, неформального и информального образования.
- Разработка содержания метапрограмм социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами туристско-краеведческой деятельности учащихся во взаимодействии формального, неформального и информального образования.
- Проведение мониторинга образовательных потребностей учащихся и их родителей (в рамках работы новых структурных подразделений, таких как: служба профилактики раннего сиротства, служба приёмных родителей, служба сопровождения принимающих семей, служба сопровождения выпускников).
- Ревизия внутренних образовательных ресурсов учреждений сети (профильные, базовые, элективные курсы, лабораторная база, цифровые образовательные ресурсы).
- Мониторинг внутренних кадровых ресурсов (педагоги профильного обучения и предпрофильной подготовки, педагоги, обеспечивающие базовое образование, уровень ИКТ-компетенций педагогического состава, педагоги, имеющие квалификацию сетевых педагогов и сетевых тьюторов).
- Анализ возможностей информационно-технического обеспечения образовательного процесса учреждений - участников сетевого взаимодействия (компьютеры, принтеры, проекторы, экраны, наличие локальной сети, компьютерные классы, медиатеки, возможность выхода в Интернет и т.п.).
Затем в плане реализации нашей экспериментальной деятельности наступает второй этап - проектировочно-организационный, занимающий весь 2013 год. Его составляющими являются:
- Утверждение сетевой модели использования информационно-образовательных ресурсов в решении проблемы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами туристско-краеведческой деятельности.
- Завершение комплексного анализа образовательных возможностей и потребностей воспитанников «Школа-интернат №1».
- Подготовка рекомендаций образовательным учреждениям (в зависимости от типа) по организации сетевого взаимодействия.
- Освоение психолого-педагогической диагностики уровня социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами туристско-краеведческой деятельности в условиях сетевого взаимодействия.
- Поэтапная реализация разработанных программ с использованием на занятиях приемов открытых образовательных технологий.
- Отбор критериального аппарата, единого для всех участников сетевого образовательного проекта «Мариинская галерея», реализации метапредметных программ.
- Выявление образовательных учреждений, готовых к обмену ресурсами в решении проблемы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами туристско-краеведческой деятельности посредством метапрограмм.
Третий, заключительный этап - аналитико-корректировочный - предполагает экспериментальную работу на протяжении 2014-15 г. г. В свою очередь, в него входят:
- Подведение итогов деятельности учреждений-участников сетевого образовательного проекта «Мариинская галерея» по реализации проблемы исследования.
- Диссимиляция положительного педагогического опыта на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
- Проведение оценки эффективности использования ресурсов сетевого образовательного проекта «Мариинская галерея» в решении проблемы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами туристско-краеведческой деятельности во взаимодействии формального, неформального и информального образования.
В чём же состоит теоретическая и практическая ценность ожидаемых результатов? Прежде всего, это - разработка технологии взаимодействия формального, неформального и информального образования по социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, средствами физкультурно-спортивной и туристско-краеведческой деятельности. А также - выработка научно-методических принципов, требований и рекомендаций к реализации модели социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, средствами физкультурно-спортивной и туристско-краеведческой деятельности.
В свою очередь, практическая значимость реализации проекта заключается во введении в педагогическую практику критериальной системы оценивания социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, средствами физкультурно-спортивной и туристско-краеведческой деятельности при взаимодействии формального, неформального и информального образования. А также - в разработке методических рекомендаций для руководящих и педагогических работников школ-интернатов и пакета нормативно-правовых документов по реализации модели социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, средствами физкультурно-спортивной и туристско-краеведческой деятельности.
Каково предполагаемое использование результатов? Потенциальными потребителями результатов исследования являются следующие категории работников образования:
- сотрудники органов управления образованием и муниципальных методических служб,
- администрация школ-интернатов,
- учителя, социальные педагоги, психологи, классные руководители,
- преподаватели, занятые в сфере профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников.
Теоретические и практические продукты исследования могут быть востребованы всеми указанными категориями работников в процессе организации, реализации и усовершенствования образовательного процесса в процессе социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, средствами физкультурно-спортивной и туристско-краеведческой деятельности, а также в целях накопления, аналитической обработки и передачи инновационного педагогического опыта.
Мы планируем применить следующие критерии и показатели эффективности реализации проекта:
• Оценка реализации проекта основывается на показателях научной, методической и социальной результативности.
• Научная результативность определяется качественными характеристиками (актуальность, новизна, теоретическая значимость, эффективность предложений, готовность к внедрению) и количественными показателями (объем и уровень научных публикаций, участие школы-интерната в конкурсах, семинарах, конференциях).
• Методическая результативность определяется численностью работников, включенных в экспериментальную деятельность, количественными показателями организации методической работы с работниками по теме проекта в различных формах (конференции, семинары, творческие отчёты, круглые столы, консультации, презентации и т.д.), реализацией обучения творческих групп.
• Социальная результативность выражается в доступности инновационных продуктов педагогической общественности региона, широкой сети социального партнерства.
Организация и проведение эксперимента включает систему мониторинговых исследований за ходом его реализации:
1.Численность воспитанников, включившихся в процесс социализации средствами физкультурно-спортивной и туристско-краеведческой деятельности во взаимодействии формального, неформального и информального образования.
2.Среднее количество часов в неделю в рамках социализации средствами физкультурно-спортивной и туристско-краеведческой деятельности на одного воспитанника.
3.Доля воспитанников, которым обеспечена возможность пользоваться учебным оборудованием для практических работ и интерактивными учебными пособиями в рамках социализации средствами физкультурно-спортивной и туристско-краеведческой деятельности (в общей численности воспитанников).
4.Доля педагогических и управленческих кадров, принявших участие в инновационной работе (в общей численности педагогических и управленческих кадров), в том числе:
- управленческих кадров;
- учителей-предметников;
- воспитателей;
- представителей социально-психологической службы учреждения;
- иных категорий педагогических работников.
5. Уровень удовлетворенности участия в инновационной работе со стороны воспитанников школы-интерната.
Позвольте также привести здесь перечень материалов, представляемых по окончании проекта, возможность их тиражирования и трансляции. По окончании проекта будут представлены следующие материалы:
• пакет локальных нормативно-правовых актов и методические рекомендации по их разработке;
• методические рекомендации по организации ресурсного обеспечения процесса социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, средствами физкультурно-спортивной и туристско-краеведческой деятельности;
• примерная программа по социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, средствами физкультурно-спортивной и туристско-краеведческой деятельности;
• методические рекомендации по организации социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, средствами физкультурно-спортивной и туристско-краеведческой деятельности, во взаимодействии формального, неформального и информального образования;
• методические рекомендации по созданию системы мониторинга социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, средствами физкультурно-спортивной и туристско-краеведческой деятельности;
• методические рекомендации по организации процесса социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, средствами физкультурно-спортивной и туристско-краеведческой деятельности в практике работы школ-интернатов.
Тиражирование и трансляция положительного опыта реализации проекта будет осуществляться через издание статей, докладов, на Интернет-ресурсах педагогических продуктов экспериментальной деятельности (пакет документов, программа, рекомендации, обеспечивающие научно-методическое сопровождение процесса социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, средствами физкультурно-спортивной и туристско-краеведческой деятельности) и систему методической работы.
На протяжении первого этапа экспериментальной работы, охватившей, как и обещалось, практически весь 2012 год, были накоплены следующие результаты:
• Комплексный анализ по сопоставлению образовательных потребностей и ресурсов образовательных учреждений - участников сетевого взаимодействия выявил недостаточность ресурсов сети для организации процесса социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, средствами экскурсионно-туристической и краеведческой деятельности.
• Модель сетевого взаимодействия базового образовательного учреждения (КОУ ВО «Школа-интернат №1») должна предусматривать не только совместную работу с другими образовательными учреждениями, но также и с учреждениями культуры, органами власти в области науки, культуры и образования, а также общественными организациями, для которых охваченные темой работы виды деятельности входят в число уставных.
• Начато конструирование единой региональной системы мониторинга социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, средствами туристско-краеведческой деятельности во взаимодействии формального, неформального и информального образования. Мониторинг должен проводиться коллегиально выше перечисленными организациями и учреждениями.
• Начата разработка содержания программ социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, средствами туристско-краеведческой деятельности учащихся во взаимодействии формального, неформального и информального образования путём создания школ юного экскурсовода, психолога, журналиста, библиографа, эколога и т.д.
• Мониторинг образовательных потребностей учащихся и их родителей, (в рамках работы новых структурных подразделений, таких как: служба профилактики раннего сиротства, служба приёмных родителей, служба сопровождения принимающих семей, служба сопровождения выпускников, служба постинтернатной адаптации выпускников и т.д.). Показал высокую востребованность выше перечисленных подразделений у целевых групп и готовность педагогического коллектива к организации и осуществлению методической поддержке функционирования этих структурных звеньев учреждения.
• Ревизия внутренних образовательных ресурсов учреждений сети (профильные, базовые, элективные курсы, лабораторная база, цифровые образовательные ресурсы) выявила потребность в комплексном и незамедлительном совершенствовании всех быстро устаревающих баз, а также необходимость выработки алгоритма постоянного обновления ресурсных баз в условиях безостановочной деятельности учреждения.
• Мониторинг внутренних кадровых ресурсов (педагоги профильного обучения и предпрофильной подготовки, педагоги, обеспечивающие базовое образование, уровень ИКТ-компетенций педагогического состава, педагоги, имеющие квалификацию сетевых педагогов и сетевых тьюторов) выявил необходимость создания системы курсовой подготовки и переподготовки работников образовательных учреждений государственной поддержки детства и сотрудничающих с ними учреждений по теме «Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, средствами экскурсионно-туристической и краеведческой деятельности»..
• Анализ возможностей информационно-технического обеспечения образовательного процесса учреждений - участников сетевого взаимодействия (компьютеры, принтеры, проекторы, экраны, наличие локальной сети, компьютерные классы, медиатеки, возможность выхода в Интернет и т.п.) позволил выявить недостающие системные звенья и приступить к поступательному наращиванию рабочего потенциала согласно установленным системным требованиям.
• Совокупность научных результатов отражена в серии докладов участников экспериментальной деятельности и их публикации в сборниках материалов международных конференций по теме исследования.
Мы отдаём себе отчёт в том, что растущему из месяца в месяц коллективу экспериментаторов предстоит приложить значительные усилия для того чтобы экспериментальная деятельность имела и дальнейшие устойчивые результаты. Мы с признательностью, уважением и вниманием отнесёмся к любым предложениям, пожеланиям и замечаниям, которые Вы сочтёте возможным высказать по прочтении нашей скромной работы, знаменующей лишь начальный этап исследования. Все Ваши пожелания будут незамедлительно доведены до экспериментальной группы, и приняты во внимание при корректировке действий каждого его участника на следующем этапе исследования. И всё же в заключение позвольте поделиться с Вами промежуточными выводами, которые сформировались у нас в ходе первого этапа нашей научно-практической деятельности по поставленной проблеме:
1. Задачи туристического движения и краеведческой работы тесно увязаны с задачами процесса социализации учащихся школ-интернатов. Этим обусловлена общность алгоритмов их решения, характера постановки соподчинённых задач и получаемых результатов.
2. В ходе проведения экспериментальной работы выявились новые пути социальной адаптации учащихся школ-интернатов, при реализации которых туризм и краеведение взаимно обусловлены как необходимые звенья социализационного процесса.
3. Качественное использование туристско-краеведческих средств приводит нас к необходимости логического расширения их спектра в направлении музейной педагогики и художественного образования при поддержке информационных технологий.
ЛИТЕРАТУРА:

1. Андреева Е.Б. Социальный туризм в современной России: проблемы и перспективы развития // Вестник СГТУ/ №2 (13) 2006. С. 120-124.
2. Ганапольский В.И., Безносиков Е.Я., Булатов В.Г. Туризм и спортивное ориентирование, М.: Физкультура и спорт, 2007 - 240 с.
3. Горский В. А. Живое образование. Ногинск, 2007.
4. Горский В. А. Концепция дополнительного образования детей // Внешкольник. 1996. № 1.
5. Горский В. А., Орлов В. А. Одаренные дети. М, 1998.
6. Горский В. А., Русских Г. А., Смирнов Д. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников. М.: ИСМО РАО, 2010.
7. Дурович А.П., Кабушкин Н.И., Сергеева Т.М. Организация туризма. - М.: Новое знание, 2008. - 632 с.
8. Сущенко Е.Н. Социокультурный потенциал сферы туризма//Научная мысль Кавказа. - 2006. - № 8 (92) .
9. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

социализация, Латышев, Ильин, социальная адаптация, социальное самоопределение, социально незащищённые дети, самореализация, школа-интернат, самостоятельность

Previous post Next post
Up