МЕДИАБЕЗОПАСНОСТЬ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ СРЕДСТВАМИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ

Dec 02, 2013 22:15

О.Ю. Латышев, Е.В. Петрова

Занятия экологическим краеведением в детском доме побуждают говорить не только о бережном отношении к окружающей среде, но и собственно к человеку. Проявление щепетильности при подборе обучающих средств в краеведческой практике и будет являть собой экологию человека, достойного жить и работать в медиабезопасной среде.
Ключевые слова: экология, природопользование, природосообразность, медиабезопасность, туризм, краеведение, воспитание, детский дом, дети-сироты, медиаобразование.
Экологическое краеведение последовательно и неуклонно становится своеобразной «сборочной площадкой», на которой процесс социализации детей-сирот обретает новые, современные очертания при использовании постоянно увеличивающихся возможностей медиаобразования. Мы должны признаться, что на начальном этапе ведомого нами экспериментального исследования в направлении социализации детей-сирот уделяли экологическому краеведению не столь большое внимание. Главным образом это было сопряжено с тем, что на значительное количество многопрофильных объектов следовало сделать акцент именно в начале работы. Но прошло вот уже десять лет с начала эксперимента, и информационно-коммуникационные технологии, положенные нами в его основу для социализации детей-сирот потребовали от нас конкретного содержательного наполнения. В этот момент и начали заявляться как средства социализации и туристско-краеведческая деятельность, и музейная педагогика, и, конечно же, экологическое краеведение как одно из основополагающих направлений экспериментальной деятельности на современном этапе. Однако теперь мы уже не останавливались на КИТ самих по себе, а приняли их во внимание как одно из предопределяющих начал успеха медиаобразовательного процесса. Работа по социализации детей-сирот средствами эколого-краеведческой деятельности тесно соприкасается с проведением их спортивно-физического воспитания. Реализация обоих направлений предусматривает воспитание воли ребенка «группы риска», культуры поведения в коллективе, навыков командного взаимодействия и других социализирующих факторов. Отправной точкой для этого на протяжении двух лет является деятельное участие воспитанников, воспитателей и администрации детских домов в сетевом образовательном проекте «Мариинская галерея». Экологическое краеведение является необходимой составной частью регионального компонента. Оно раскрывает воспитанникам специфические черты природной среды, в рамках которой разворачивались наиболее значимые страницы истории и культуры региона, что имеет большое значение для становления мировоззрения детей-сирот, воспитания патриотизма и других нравственных качеств личности. бережное отношение наших предков к земле, любовь к родным лесам и полям также побуждала их выходить на защиту своих рубежей. Экологическое краеведение - не механический процесс выявления неблагополучных зон своего региона и приведение их в порядок рука об руку с ответственными за это организациями. Хотя и эта составная часть чрезвычайно важна. Однако ничуть не менее важно последовательное погружение ребёнка в процесс осознания сложности и многообразия уникального биологического комплекса, который представляет собой буквально каждый регион. Степи и десостепи, тундра, тайга и т.д. - всё это заслуживает максимально пристального внимания и понимания со стороны учащихся и воспитанников детского дома. Ведь именно понимая неповторимость гармонии родных природных богатств вызовет в их сердцах безотчётную любовь к своему краю, вызовет потребность больше о нём узнавать, самому становясь неотъемлемой частью этого восхитительного созвучия. Конечно, не всегда одинаково достаточно литературы по краеведению, либо эти книги могли давно не переиздаваться и содержать, таким образом, неполную, а иногда и частично недостоверную в силу её устарелости информацию. Для того чтобы понять, так ли это, и если да, то в какой мере и степени, имеет смысл сопоставить данные печатных источников с электронными. Если на заре образовательного интернета, когда публикации страдали функциональной неполнотой и достаточной бессистемностью, и ничего кроме скепсиса, как правило, ни у кого не вызывали, то теперь, спустя практически поколение развития сетевых технологий и их содержательного наполнения к природоохранным сайтам, медиа-энциклопедиям и другим подобнм ресурсам апеллировать стало значительно проще. Поэтому медиаобразование в своём и традиционном, и инновационном поле однозначно прийти на помощь экологическому краеведению.
Наряду с тем, насколько важно научить воспитанников ценить природные богатства родного края, восхищаться его первозданной красотой и разделять это восхищение со своими сверстниками, настолько же большое значение имеет и природоохранный компонент эколого-краеведческой деятельности воспитанников. Если трудно всерьёз говорить о становлении воспитанника младшего школьного возраста ревностным хранителем природы своего региона, то готовящиеся к выпуску из детского дома приверженцы экологического краеведения при желании могут становиться вполне самостоятельными и полноправными членами общественных объединений, целью деятельности которых является защита природы родного края. В этом можно усматривать нарождающиеся элементы позитивного опыта социализации выпускников детского дома, их овладение надлежащими навыками командного взаимодействия в вопросах природоохранной деятельности. Как пишет Н.Д. Никандров, «основным результатом деятельности педагогического коллектива должно быть воспитание человека с социально-активным поведением, т.е. проводника в жизнь правовой политики, защитника личности, ее прав и свобод, собственности, природной среды, общественного и государственного строя, конституционного порядка, мира и безопасности человечества» [12, с. 3]. Выражаем надежду на то, что одной из основных зон социальной активности сможет стать забота о природе родного края, его истории, и средства, призванные поддержать поиск юных хранителей природы и её исследователей, всегда будут носить безопасный характер.
Список литературы
1. Википедия. Медиаобразование. Медиабезопасность.
2. Зотова И.В., Латышев О.Ю. Роль образовательной области «Технология» в социальной адаптации социально незащищённых детей // Материалы научно-практической конференции молодых учёных «Оценка качества образования-2007». - М., 2007.
3. Зотова И.В., Латышев О.Ю. Становление информационно-образовательной среды интернатного учреждения в условиях дистанционной поддержки // Материалы XIV конференции представителей региональных научно-образовательных сетей «RELARN-2007.- Нижний Новгород, 2007.
4. Ильин В.Н., Латышев О.Ю. Социализация детей-сирот средствами экскурсионно-туристической и краеведческой деятельности // Материалы Первой международной научно-практической конференции «Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области)». - Тольятти, 2012. - С.390-399. (электронная версия: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://blogs.mail.ru/list/papa888/3C9E723F898E1D29.html
5. Капустина Е. Н., Латышев О. Ю. Работа социальной службы детского дома // Социальная педагогика. - 2012. - № 1. - С. 88-95.
6. Ковтонюк В.А., Левина Л.Б., Латышев О.Ю. Профильное обучение детей-сирот с использованием информационных технологий // Материалы XIII Конференции представителей региональных научно-образовательных сетей RELARN-2006. - Барнаул, 2006. - С.230-236.
7. Крюкова О.Е., Латышев О.Ю. Социально-психологическая адаптация детей-сирот средствами экскурсионно-туристической и краеведческой деятельности // Материалы Первой международной научно-практической конференции «Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области)». - Тольятти, 2012. - С. 400-411. (электронная версия: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://blogs.mail.ru/list/papa888/A1A927AB1847244.html
8. Латышев О.Ю. Дистанционная поддержка проектной деятельности воспитанников интернатных учреждений//Материалы 12 конференции представителей региональных научно-образовательных сетей «RELARN-2005». - Нижний Новгород, 2005. - С.131-132.
9. Латышев О.Ю. Организация и проведение учебных Интернет-проектов и конкурсов / Школ. технологии.- 2006.- № 1.- С. 85-94.
10. Макарова Л.Н., Латышев О.Ю. Роль урока географии в социализации детей-сирот средствами туризма и краеведения // Материалы Первой международной научно-практической конференции «Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области)». - Тольятти, 2012. - С. 417-428. (электронная версия: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://blogs.mail.ru/list/papa888/11B4C826EBE82394.html
11. Максимова С.В., Латышев О.Ю. Аудио-визуальные средства повышения мотивации// Эхолот 2005 - conf.cpic.ru/echolot2005/rus/reports/theme_677.html - 20k
12. Никандров Н.Д. Воспитание и социализация в современной России: риски и возможности// Педагогика.- 2007.-№1.-С.3-15.
13. Пилюгина Е.В., Латышев О.Ю. Школа юного экскурсовода как средство развития социального туризма // Материалы Первой международной научно-практической конференции «Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области)». - Тольятти, 2012. - С. 199-208. (электронная версия: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://blogs.mail.ru/list/papa888/61E654C737C402F.html
14. Снегуров А.В., Пятецкий Л.М. и др. Краткий справочник по истории России с древнейших времён до наших дней. Учебно-методическое пособие. М., 1992.
15. Снегуров А.В. ХХ квантов судьбы. М., 2002.
16. Снегуров А.В. До и после информатизации. // «ИКТ в образовании», 2008, № 3.
17. Снегуров А.В. Технология оптимизации жизнедеятельности личности как способ психолого-педагогического освоения бытия и опыт целостного присутствия в нём. Шуя, 2009. Электронная версия: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://retro-polis.narod.ru/
18. Черненок Т.Д., Ильин В.Н., Латышев О.Ю. Экспериментальная работа в школе-интернате №1 г. Воронежа в 2007-2008 учебном году // Образовательные технологии ХХI века. ОТ'09. Материалы девятой городской научно-практической конференции / Под ред. Гудилиной С.И., Тихомировой К.М., Рудаковой Д.Т. - М. 2009. - С.46-51.
19. Черняк М.А., Латышев О.Ю. Моделирование информационного пространства интернатного учреждения // Материалы XIII Конференции представителей региональных научно-образовательных сетей RELARN-2006. - Барнаул, 2006. - С.241-252. (электронная версия: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://blogs.mail.ru/list/papa888/E36C1DB1F982E00.html

Статья публикуется впервые
Олег Юрьевич Латышев
Елена Викторовна Петрова
Дата отправки статьи в редакцию - 3 июня 2013 года.
Oleg Latyshev, Elena Petrova
MEDIA SECURITY OF SOCIALIZATION OF ORPHANS BY ENVIRONMENTAL RESOURCES REGIONAL STUDIES
Ecological local history classes at the orphanage encouraged to talk not only about caring for the environment, but actually a person. The manifestation of scruples in the selection of learning tools in the practice of local history and ecology will be a man worthy to live and work in media security environment.
Keywords: ecology, environmental, media security, tourism, local history, education, orphanage, orphans, media education.
Петрова Елена Викторовна, заместитель директора по УВР ГКОУ Ростовской области
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детского дома г. Азова
- Федеральной экспериментальной площадки Российской Академии образования, Почётный работник общего образования, советник Российской Академии естествознания, заместитель Председателя Ростовского регионального филиала Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения, руководитель центра социально значимой информации МОО «Информация для всех», заместитель директора ТОП «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко».
346780 Россия, Ростовская обл., г. Азов, ул. Ленина, д. 79. Детский дом.
346770, Ростовская обл., Азовский район, с. Кагальник, ул. Ростовская, д.6.
Латышев Олег Юрьевич, академик Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения, профессор Российской Академии естествознания, научный руководитель Федерального эксперимента Российской Академии образования, кандидат филологических наук, основатель и директор Мариинской галереи. 8-919-246-87-58, 8-918-443-00-43, papa888@list.ru
105062, г. Москва, ул. Макаренко, д. 5/16 влад.1., офис 209в
352520 Краснодарский край, Лабинский район, станица Вознесенская, ул. Пугачева, д. 15А. Латышевой Полине Александровне. (В связи с регулярными командировками предпочитаю на собственный адрес писем не получать: есть высокий риск самостоятельного неполучения сборника и возвращения его по почте отправителю).

экологическое краеведение, социализация., дети-сироты, социальная адаптация, социальное самоопределение, социально незащищённые дети, экология, самореализация, туристско-краеведческая деятельность

Previous post Next post
Up