ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ ДЕТЕЙ-СИРОТ КАК РЕЗУЛЬТАТ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО ДОМА

Dec 02, 2013 19:37

Байер Елена Александровна, директор детского дома г. Азова Ростовской области - Федеральной экспериментальной площадки Российской Академии образования, кандидат педагогических наук, доцент, член творческого коллектива Мариинской галереи.
8-918-5510156. detdom@azov.donpac.ru
Петрова Елена Викторовна, советник Российской академии естествознания, заместитель директора детского дома г. Азова Ростовской области - Федеральной экспериментальной площадки Российской Академии образования член творческого коллектива Мариинской галереи. detdom@azov.donpac.ru
Латышев Олег Юрьевич, академик Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения, научный руководитель Федерального эксперимента Российской Академии образования, кандидат филологических наук, основатель и директор Мариинской галереи. 8-919-246-87-58, 8-918-443-00-43, papa888@list.ru

VIABILITY ORPHANS AS A RESULT OF TOURISM LOCAL HISTORY
OF ORPHANAGE

Ключевые слова: жизнестойкость, туристско-краеведческая деятельность, воспитание, социальная адаптация, краеведение, гимнастика, социализация.

Аннотация. Понятие жизнестойкости с мировой педагогической науке имеет весьма широкую трактовку. Подразумевая исключительно позитивные свойства процесса формирования жизнестойкости, мы усматриваем возможным организовать научно-педагогическое исследование, позволяющее изучить возможность применения средств экскурсионно-туристической деятельности для достижения поставленной цели.

Keywords: resilience, tours and tourist activities, education, social integration, regional studies, exercises, socialization.

Abstract. The concept of resilience to the global teaching science has a very broad definition. Meaning only positive properties of the formation of resilience, we see possible to organize a scientific and pedagogical research to explore the possibility of application of tours and tourist activities to achieve the goal.

Поводом для постановки выше обозначенной научной проблемы явилась многолетняя и широко направленная деятельность детского дома г. Азова по формированию жизнестойкой личности воспитанника. Значительную роль в данном процессе были призваны сыграть средства туризма и краеведения. Как показала практика повседневной жизни этого интернатного учреждения, туристско-краеведческая деятельность способно занимать достойное место в процессе социализации детей-сирот - в частности, при повышении жизнестойкости воспитанников в условиях быстро меняющегося общества и относительно низкой прогнозируемости направления его дальнейшего развития.
Проблема формирования жизнестойкости детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, волнует нас уже не первый год. Это побуждает постоянно расширять спектр таких средств, которые позволили бы нам сделать решение поставленной проблемы наиболее ярким и убедительным. Педагогический поиск увенчался нахождением таких средств ещё и в области детского туризма и краеведения. Наши воспитанники много лет подряд развивают свои навыки в экскурсионно-туристической и краеведческой деятельности. Здесь в тесном переплетении выступают аспекты надлежащей физической подготовки, умения взаимодействовать в команде сверстников под руководством опытных наставников, а также возможности постоянно получать новые знания об интересующих юных туристов и краеведов предметах и объектах. Мы полагаем, что и физический, и интеллектуальный потенциал, в должной мере развиваемые в избранном направлении деятельности, органично дополняются здесь растущим умением общаться не только с одноклассниками или членами разновозрастного туристического отряда (кружка, секции). Но и с умудрёнными многолетним опытом людьми, нашедшими время для работы с начинающими туристами.
Каким образом накапливаются предпосылки качественной реализации предпринимаемых нами действий в приобщении детей-сирот к успешной деятельности в области туризма и краеведения? Во-первых, глубокие традиции у нас имеет физическая подготовка. Как мы неоднократно рассказывали в многочисленных статьях, опубликованных в научных журналах и сборниках материалов научно-практических конференций различного уровня, физическая подготовка наших воспитанников сопровождается строгим контролем со стороны медицинской службы. Тщательно продумана и планомерно внедряется в жизнь воспитанников система профилактических мер для поддержания как должного уровня их здоровья, так и соответствующей физической формы юных туристов и спортсменов. Ежедневная гимнастика, закаливающие процедуры сочетаются в жизни наших воспитанников с традиционными школьными уроками физкультуры и занятиями в спортивных секциях, тренажёрных залах. Участие воспитанников в соревнованиях различного уровня, как правило, сопровождается их новыми спортивными достижениями. Мы отдаём себе отчёт в том, что ни дипломы, ни грамоты, ни кубки сами по себе не значат в жизни ребёнка и учреждения столько, сколько способен означать постоянно растущий уровень его совокупной подготовленности к экскурсионно-туристической деятельности
Во-вторых, в сознании юных туристов и краеведов нами закладываются и основы их социализации через взаимодействие в команде единомышленников. Безусловно, задачи, которые мы при этом ставим перед собой в педагогической деятельности, простираются намного дальше, нежели успешное прохождение детьми захватывающего туристического маршрута, нахождение ими ценных исторических и географических данных, наращивание при этом общей выносливости и жизнестойкости в целом. Хотя и всё выше упомянутое в наших глазах также полностью самоценно. Наша задача в главном - создать наиболее благоприятную ситуацию для культивирования разнообразных социальных навыков, которые пригодились бы воспитаннику на протяжении всей его дальнейшей жизни. В том числе - благодаря попаданию ребёнка в особые условия похода, поездки, полёта, способные уже сами по себе обострить детское восприятие и сделать достигаемые в данный период результаты наиболее ценными в его глазах. Проводятся беседы с психологом, анкетирование и тестирование до и после участия ребёнка в различных формах экскурсионно-туристической деятельности, активное наблюдение со стороны психолога и социального педагога за ходом развития детской активности, своевременное фиксирование и последующий анализ ярких проявлений деятельности детской психики. Всё это, равно как и многое другое, напрямую влияет как на результат формирования жизнестойкости воспитанника, так и на его полноценную социализацию в существующих условиях развития общества.
И, наконец, в-третьих, в процессе вовлечения воспитанников в экскурсионно-туристическую и краеведческую деятельность активно возрастает их мотивация к учёбе - будь то касательно основного или дополнительного образования. Уровень информированности ребёнка об окружающих его предметах и явлениях получает для своего роста благоприятные условия именно при работе воспитанников в команде единомышленников. Заинтересованность ребёнка в знаниях того или иного толка в обычном классе или группе воспитанников может и не найти поддержки. И наоборот, ребёнок, поделившийся новыми фактами окружающей действительности, не вписывающимися ни в его сознание, ни в сознание его сверстников, могут вызвать в случайном кругу не столько доброжелательное удивление, сколько озлобленную насмешку. И хорошо, если после подробных «комментариев» у этого воспитанника ещё останется хоть какое-то желание не то что бы поделиться с кем-либо в классе увиденным и услышанным, но даже и просто прикоснуться ещё раз и не раз к заинтересовавшему его было источнику информации. Ведь теперь в сознании воспитанника этот ранее интересный источник информации ассоциируется уже не столько с радостью постоянного познания, сколько с возможностью осмеяния, поругания его лучших чувств, выстраивания по отношению к нему полосы отчуждения со стороны сверстников, имеющих совершенно иные интересы, или не имеющих вообще никаких. Что же касается ребят, записывающихся в туристический кружок, то для каждого такого воспитанника, как правило, наиболее перспективно, что этот кружок (или секция) состоит из детей, способных и желающих мыслить. Что и становится своеобразным оазисом для проявления и дружеских чувств, и взаимовыручки на тренировках, и сложной, ранее невиданной туристической тропе, и появление новых моделей коллективного творческого познания окружающего мира.
Как позитивный мы воспринимаем и тот факт, что проявление жизнестойкости воспитанника при этом имеет наиболее культурный и в то же время цивилизованный характер. Своей высокой эрудицией в подходящей для этого атмосфере туристического или краеведческого кружка воспитанник способен сказать больше, чем кулаками или филигранно отточенными приёмами борьбы. Ведь разговор в создаваемых нами условиях идёт исключительно на одном языке - языке мира, дружбы и взаимопонимания.
Помимо этого, особое удовлетворение у нас вызывает и предоставляемая каждому воспитаннику возможность сформировать и проявить качества положительного лидера. Причём речь здесь идёт не только о главном или даже единственном лидере детского микросоциума. В процессе развития детской экскурсионно-туристической и краеведческой деятельности открывается чрезвычайно широкое поле для сотворчества, где каждый участник творческого взаимодействия по-своему выходит на лидерские позиции. Кто-то лучше работает головой, кто-то - руками, кто-то - ногами, но никто никому не завидует, не отталкивает, и тем более - не бьёт, поскольку проявленные каждым его лучшие качества идут в зачёт в равной мере всем участникам туристической команды.
Не менее примечательно и то, что при ярко гипертрофированном характере коллективной деятельности сохраняются преимущества индивидуального подхода в обучении и воспитании. Ведь при всей слитности команды роль каждого её члена, как уже подчёркивалось, единственна и неповторима. Поэтому, развивая в себе способность к коллективному творческому труду, воспитанник сохраняет в себе способность совершать реально отдельно оцениваемые трудовые действия, имеющие самостоятельную значимость как для него самого, так и для окружающих.
Как уже говорилось, задача социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами туристско-краеведческой деятельности тесно соприкасается с задачей проведения их широко направленного спортизированного воспитания. Решение обеих задач предусматривает воспитание воли, культуры поведения в коллективе, навыков командного взаимодействия и других социализирующих факторов. Отправной точкой для этого на протяжении вот уже почти пяти лет является деятельное участие воспитанников, воспитателей и администрации детского дома г. Азова в сетевом образовательном проекте «Мариинская галерея». http://my.mail.ru/list/papa888/ . С другой стороны, его начинателями активными участниками являются сотрудники ГФНУ ИСМО РАО. Учёные, педагогические сотрудники и их воспитанники совместно участвуют в поиске, отборе, классификации, редактировании и представлении в виртуальной Мариинской галерее мультимедийных материалов образовательного содержания. Основными источниками накопления познавательного материала является посещение историко-краеведческих музеев, походы по историческим местам, организация и пополнение экспозиций музея внутри детского дома г. Азова, интервьюирование участников и свидетелей исторических событий. Определяющими формами представления собранного детьми и взрослыми краеведческого материала являются текстовые документы, фотографии, аудиофайлы и видеоролики. Они подвергаются тщательному и всестороннему анализу, обработке, редактированию для придания свойств музейной наглядности. На основе совокупности данных материалов воспитанники детского дома г. Азова делают презентации в программе «Power Point» для показа на уроках и внеурочных занятиях. А в режиме дополнительного образования пополняют альбомы Мариинской галереи, создают новые альбомы, собирают пояснительный материал лично либо при помощи образовательных сайтов. По ходу данной работы воспитанники совершенствуют свои коммуникативные навыки, учатся продуктивно взаимодействовать в исследовательском коллективе, повышают чувство ответственности за порученное дело, а также реализуют на практике множество других форм и способов социализации. Разумеется, что детям при этом не знакомы такие понятия как «социализация», «социальная адаптация», «самоопределение» и др. Помимо возрастных возможностей восприятия, мы руководствуемся соображениями педагогического такта, чтобы воспитанники не знали, что они не социализированы, и не адаптированы в обществе. Но и при таком незнании с их стороны результативность нашей работы не менее высока, поскольку объективной потребностью каждого ребёнка является потребность в общении, во внимании к нему со стороны сверстников и взрослых. Указанная потребность является для него движущей силой на пути познания, приводящей на практике к участию в сетевом проекте «Мариинская галерея». Таким образом, для нас открывается возможность проследить, как происходит взаимодействие и возникает преемственность формального, неформального и информального образования в процессе социализации детей-сирот средствами туристско-краеведческой деятельности.
В процессе экскурсионно-туристической и краеведческой деятельности мы сочли возможным разработать и апробировать механизм взаимодействия, возникновения и усиления преемственности формального, неформального и информального образования в процессе социализации детей-сирот средствами туристско-краеведческой деятельности. При этом объект нашего исследования - взаимодействие формального, неформального и информального образования в процессе социализации детей-сирот средствами туристско-краеведческой деятельности. А предмет - процесс социализации детей-сирот средствами туристско-краеведческой деятельности.
Наши задачи подразделяются на три основных блока: нормативно-правовые и организационные; методические и психолого-педагогические; финансово-экономические.
К нормативно-правовым и организационным задачам относятся:
1. создание пакета нормативно-правовых документов, обеспечивающих сетевое взаимодействие образовательных учреждений во взаимодействии формального, неформального и информального образования в процессе социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами туристско-краеведческой деятельности.
2. совершенствование механизма функционирования сетевого образовательного проекта «Мариинская галерея» http://my.mail.ru/list/papa888/, направленного на реализацию модели взаимодействия формального, неформального и информального образования в процессе социализации детей-сирот средствами туристско-краеведческой деятельности;
3. реализация новых подходов к организационному построению образовательного процесса в образовательных учреждениях, участвующих в названном образовательном проекте, использующих дистанционные образовательные технологии;
4. организация повышения квалификации педагогических кадров, освоение ими открытых образовательных методик и технологий, ИКТ-компетенций;
5. формирование системы мониторинга работы в рамках сетевого образовательного проекта «Мариинская галерея», а также управления им с целью оптимизации работы по социализации детей-сирот средствами туристско-краеведческой деятельности при взаимодействии формального, неформального и информального образования;
6. разработка комплекса показателей педагогической эффективности работы образовательных учреждений, использующих ресурсы образовательного проекта «Мариинская галерея»;
7. совершенствование туристско-краеведческой деятельности вовлечённых в экспериментальную работу образовательных учреждений с целью планомерного пополнения ресурсов «Мариинской галереи».
К методическим и психолого-педагогическим задачам относятся:
1. освоение педагогами нового информационно-образовательного пространства, организованного в рамках туристско-краеведческой деятельности учреждений и образовательного проекта «Мариинская галерея», а также способов и приемов поиска и использования в образовательном процессе сетевых образовательных ресурсов и технологий социализации детей-сирот средствами туристско-краеведческой деятельности при взаимодействии формального, неформального и информального образования;
2. освоение педагогами практики составления и использования программ социализации детей-сирот средствами туристско-краеведческой деятельности, основанных на использовании сетевых образовательных ресурсов;
3. освоение педагогами новых форм организации образовательного процесса;
4. внедрение в практику педагогов-предметников открытых образовательных технологий, направленных на совершенствование туристско-краеведческой деятельности;
5. введение в педагогическую практику критериальной системы оценивания социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами туристско-краеведческой деятельности при взаимодействии формального, неформального и информального образования с целью унификации подходов к оцениванию в рамках образовательного проекта;
6. освоение педагогами методов комплексного оценивания учащихся, учитывающего результаты учебной деятельности в очном и дистанционном режиме обучения;
7. разработка психологическими службами образовательных учреждений методов максимально эффективного функционирования учащихся и педагогов в рамках сетевого образовательного пространства.
К финансово-экономическим задачам относятся:
1. эффективное использование ресурсов образовательных учреждений, участвующих в реализации сетевого образовательного проекта «Мариинская галерея» с использованием дистанционного обучения;
2. определение экономических индикаторов эффективности работы образовательных учреждений в условиях сетевого взаимодействия;
3. разработка формы обоснования экономической целесообразности использования в учебном процессе дистанционных образовательных технологий и сетевых информационно-образовательных ресурсов;
4. проведение сравнительного экономического анализа эффективности использования ресурсов (образовательных, кадровых, организационных, материально-технических) в условиях образовательного проекта «Мариинская галерея», не использующих и использующих в образовательном процессе механизмы совершенствования туристско-краеведческой деятельности;
5. улучшение учебно-методической и материально-технической базы образовательных учреждений, участвующих в работе по данному эксперименту.
Мы предпослали нашему исследованию следующую гипотезу. Взаимодействие формального, неформального и информального образования обеспечит новое качество социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами туристско-краеведческой деятельности, если:
- разработана нормативно-правовая база, обеспечивающая сетевое взаимодействие образовательных учреждений в преемственности формального, неформального и информального образования при формировании процесса социализации воспитанников детского дома средствами туристско-краеведческой деятельности;
- освоен механизм построения сетевого образовательного проекта «Мариинская галерея» и реализована модель взаимодействия формального, неформального и информального образования в процессе социализации воспитанников детского дома средствами туристско-краеведческой деятельности, адекватной образовательным потребностям и ресурсному обеспечению образовательных учреждений, входящих в сетевое взаимодействие;
- педагогами освоено новое информационно-образовательное пространство, способы и приемы поиска и использования в образовательном процессе сетевых образовательных ресурсов и технологий социализации воспитанников «Школа-интернат №1» средствами туристско-краеведческой деятельности;
- в педагогическую практику введена критериальная система оценивания социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами туристско-краеведческой деятельности при взаимодействии формального, неформального и информального образования с целью унификации подходов к оцениванию в образовательных учреждениях сети;
- сформирована система мониторинга работы сетевого образовательного проекта «Мариинская галерея», а также управления ею с целью оптимизации работы по социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами туристско-краеведческой деятельности во взаимодействии формального, неформального и информального образования.
В процессе проведения исследования мы решили использовать следующие методики:
- обобщение и анализ педагогического опыта социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами туристско-краеведческой деятельности во взаимодействии формального, неформального и информального образования;
- диагностика процесса социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами туристско-краеведческой деятельности на разных ступенях обучения;
- методика составления и использования программ формирования метапредметных результатов образования, основанных на использовании сетевых образовательных ресурсов;
- методика мониторинга работы сетевого образовательного проекта «Мариинская галерея» по социализации детей-сирот средствами туристско-краеведческой деятельности во взаимодействии формального, неформального и информального образования;
- анализ продуктов деятельности образовательных учреждений- участников площадки.
Мы видим в нашей работе следующий инновационный потенциал:
- построение и реализация модели взаимодействия формального, неформального и информального образования в процессе социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами туристско-краеведческой деятельности;
- разработка технологии взаимодействия формального, неформального и информального образования по социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами туристско-краеведческой деятельности;
- введение в педагогическую практику критериальной системы оценивания социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами туристско-краеведческой деятельности при взаимодействии формального, неформального и информального образования;
- формирование системы мониторинга работы сетевого образовательного проекта «Мариинская галерея» по социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами туристско-краеведческой деятельности во взаимодействии формального, неформального и информального образования.
В ходе работы мы стремимся получить следующие результаты:
- разработка и апробация механизма социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами туристско-краеведческой деятельности во взаимодействии формального, неформального и информального образования в условиях образовательных учреждений;
- решение нормативно-правовых, организационных, методических, психолого-педагогических и финансово-экономических задач.
Для организации и проведения работы мы выбрали следующие методы исследования:
- анализ и обобщение научных исследований и актуального педагогического опыта;
- диагностика характеристик процесса социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами туристско-краеведческой деятельности на разных ступенях обучения;
- анализ мониторинга работы сетевого образовательного проекта «Мариинская галерея» по социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами туристско-краеведческой деятельности во взаимодействии формального, неформального и информального образования;
- анализ продуктов и результатов деятельности учреждений-участников площадки.
По результатам экспериментальной работы планируется:
- метапрограммы педагогов-участников площадки;
- рекомендации образовательным учреждениям по организации сетевого взаимодействия в решении проблемы метапредметных достижений учащихся;
- система мониторинга социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами туристско-краеведческой деятельности;
- научно-методическая конференция «Взаимодействие формального, неформального и информального образования в процессе социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами туристско-краеведческой деятельности».
Мы понимаем, что великолепные возможности деятельности по туризму и краеведению ещё только по-настоящему входят в фокус нашего внимания. И на этом пути нас ждёт ещё немало творческих открытий. И каждым из них мы с радостью поделимся с вами. А сейчас нам остаётся только обозначить основные выводы, способные подытожить существующий этап исследовательской и практической работы по обозначенной здесь проблеме:
1. Жизнестойкая личность воспитанника детского дома характеризуется способностью участвовать в экскурсионно-туристической и краеведческой деятельности
ЛИТЕРАТУРА:
Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. Воронеж. 1996.
Берне Р. Развитие, Я-концепция и воспитание. М., 1990.
Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М, 1989.
Вариативные педагогические системы. М, 1995.
Горский В. А. Концепция дополнительного образования детей // Внешкольник. 1996. № 1.
Горский В. А., Орлов В. А. Одаренные дети. М, 1998.
Горский В. А. Живое образование. Ногинск, 2007.
Горский В. А., Русских Г. А., Смирнов Д. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников. М.: ИСМО РАО, 2010.
Дополнительное образование: Сборник программ (5 выпусков). М., 2002.
Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике. Рига, 1995 и др.
Леднев В. С. Основы теории содержания образования // Базисный план и концептуальные подходы к стандартам 12-летней школы. М.: ИОСО РАО, 1998.
Леонтьев Д. Н. Методика изучения ценностных ориентации. М., 1992.
Минаков А. П. О творческом методе в преподавании // Вестник выс-шей школы. 1946. № 5-6.
Мотков О. И. Психологическая культура личности. М., 1994.
Новые ценности в образовании. Тезаурус для учителей и школьных психологов. М., 1995.
Слободчиков В. И. Образовательная среда: реализация целей образо-вания в пространстве культуры // Новые ценности образования. Вып. 7. М., 1997.
Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1981.
Чудновский В. Э., Юркевич В. С. Одаренность: дар или испытание. М., 1990.

социализация., жизнестойкость, воспитание, краеведение, гимнастика, туристско-краеведческая деятельность, социальная адаптация

Previous post Next post
Up