Библиотека-медиацентр детского дома как служба правовой поддержки воспитанников

Dec 02, 2013 18:41

О.Ю. Латышев

Аннотация: Далеко не везде библиотеки детских домов успели стать медиацентрами, и тем более - обрести роль правового щита для своих воспитанников. Однако, на наш взгляд, для этого обоюдного процесса есть все прямые основания. Главное, чтобы во главе библиотечной службы правовой поддержки стояли добросовестные, целеустремлённые, ратующие за детское благополучие специалисты. Статья посвящена раскрытию основной сути поводов, путей и форм слияния столь разноплановых, и всё же способных сделать работу друг друга результативнее подразделений.
Ключевые слова: библиотека, правовая поддержка, медиаспециалист, закон, право, медиацентр, дети-сироты, детский дом, интернатная педагогика, психология.
Высокую и справедливую озабоченность у социально ответственных граждан нашей страны всегда вызывало и продолжает вызывать нахождение множества выпускников детских домов за рамками правового поля. Они либо своевременно не получили соответствующих знаний, либо по выходе из сиротского учреждения не смогли соотнести узнанное в школе и детском доме с суровыми реалиями повседневной жизни современного общества. Нам представляется возможным усилить правовую подготовку воспитанников детских домов путём открытия на базе библиотеки-медиацентра таких учреждений служб правовой поддержки воспитанников. Как отмечает Н.И. Элиасберг, «в связи с умственной незрелостью ребёнка именно взрослые должны помочь ему получить знания, развить способности, подготовить к самостоятельной жизни, воспитать ребёнка в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности [1,2]. Применительно к избранной нами целевой группе это тем более важно, поскольку большинство воспитанников детских домов - это социальные сироты. Соответственно, их родители, которых в определённый момент лишили родительских прав, вряд ли успели до этого привить детям чувство социальной ответственности. Сознание же большинства воспитанников функционирует на достаточно инфантильном уровне, и педагогу в данном случае достаточно непросто опираться на традиционные нормы понимания предметов и явлений детьми соответствующего возраста. В виду сказанного, работа библиотеки-медиацентра детского дома должна быть нацелена на методичное поступательное развитие правового сознания воспитанников. Дистанция, которая должна быть пройдена воспитанником, намного значительнее традиционной, если говорить о правовом воспитании в обычной школе. К счастью, это предстоит ему делать не одному, а вместе с учителем, воспитателем, библиотекарем и медиаспециалистом Перед вышеназванными специалистами стоит развёрнутая задача. Им следует приучить воспитанника не только к тому, что законы, хочет он этого или не хочет, всегда существуют, и в любом случае их следует соблюдать. Но главное - это то, что законы, вопреки наивным ожиданиям многих, постоянно трансформируются. И даже под одним и тем же названием в разное время может подразумеваться совершенно различное содержание. По словам В.А. Ковтонюк, «Российскому законодательству свойственна высокая мобильность: едва, будучи утверждены, многие законодательные акты уже успевают утратить силу. В виду такой ситуации имеет смысл сделать акцент не столько на изучении конкретных правительственных постановлений по тому или иному вопросу, сколько на привитии учащимся навыка своевременного поиска различных документов законодательного плана. Если учащиеся смогут не только найти сам требующийся им для решения юридических вопросов документ, но и главную мысль в нем, то будут и сами хорошо защищены в правовом отношении, и сверстникам, родственникам и знакомым помогут своевременно обрести правовую почву под ногами. В частности, в вопросах трудоустройства, назначения и начисления заработной платы, получения льгот и т.д.» [6]. Действительно, активная позиция самого воспитанника может иметь тут решающее значение. Иногда доводится встречаться с такой ситуацией, когда сама по себе информация, разыскиваемая воспитанником в технически оснащённой зоне детдомовской библиотеки, интересна ему не настолько, как сам процесс поиска. Элементом самоутверждения является для него не объём и глубина получаемых им правовых знаний, а престижное место у компьютера с точкой доступа к сети, поскольку для всех воспитанников такая точка не может быть в равной мере доступна. Компьютеров, подключённых к сети, всегда, как правило, меньше, чем желающих за ними поработать. Поэтому, если Вы не видите у воспитанника прямого интереса к изучению необходимой, на Ваш взгляд, правовой тематики, то возможность заинтересовать его самим фактом допуска (в особенности - продолжительного) к сети позволит привлечь детское внимание к выбранной Вами теме правового воспитания. Пусть воспитанник чувствует, что поводом к выбору Вами его персоны для занятий является труд, на который Вы же его и вдохновили. И что в отсутствие труда с его стороны никакие дополнительные «бонусы» из Вашего с ним общения проистекать уже не смогут. Будет хорошо, если понимание им такой закономерности будет постоянно приводить воспитанника в библиотеку-медиацентр, где есть возможность воспользоваться заранее подготовленным библиотекарями и их коллегами относительно коротким списком источников с заведомо полезной и достоверной правовой информацией. В него должны войти сайты правовой тематики детей и юношества, открываемые не только общественными организациями, специализирующимися на правовой поддержке детей и юношества. Одними из важнейших отношений, наряду с семейными, которые регулируют действия выпускника детского дома, являются трудовые отношения. Л.Б. Лёвина отмечает, что «Правовое регулирование трудовых отношений предусматривает права несовершеннолетних по трудовому законодательству. Особое значение имеет здесь тема «Трудовой договор». В ней уделяется должное внимание источникам трудового права, существенным условиям трудового договора и обстоятельствам его расторжения. Содержание курса распространяется далеко за рамки традиционно требующихся знаний, охватывая, например, вопросы отношений с банками, экологическое право и земельные правоотношения. Овладение учащимися курсом «Основы правовых знаний» способствует формированию у учащихся (воспитанников) глубоких правовых знаний и умений ориентироваться в мире быстро меняющихся правовых отношений» [6].
С тех пор, как мы начали писать о возможных организационных путях создания медиацентров на базе библиотек сиротских учреждений, XXI век стал на 12 лет взрослее. В ходе однозначно жёстких дискуссий на реальных конференциях, интернет-форумах и журнальных статьях, мы стремились последовательно доказать свою позицию, в частности, касательно вопроса о том, что «традиционные образовательные, информационные, а также технические средства обучения органично дополняются мультимедийными ресурсами в лице СD-rom'ов, учебных DVD и поистине неисчерпаемыми возможностями Интернет. Наиболее традиционным способом расширения возможностей традиционной библиотеки выступает базирование информационного центра в компьютерном классе. Это эффективно в тех случаях, когда библиотекарь и учитель информатики выражают обоюдную готовность к сотрудничеству, стремятся понять потребности друг друга, своих коллег по работе и, конечно же, воспитанников» [7]. Педагоги, которых мы подразумевали, во многом за это время преуспели, стали сами проводить семинары, выступать на конференциях, демонстрировать работы учащихся и воспитанников, отражающих результаты совокупного использования традиционных и электронных средств учебного назначения. Значительное место в их работе заняла правовая поддержка несовершеннолетних, к числу которых относится подавляющее большинство воспитанников детских домов. Детдомовские библиотеки-медиацентры не ограничиваются приглашением юристов для бесед с воспитанниками. Они помогают последним находить возможность для сетевых консультаций. Иногда юристы приглашаются работать непосредственно в детский дом. Однако нужно уж очень любить брошенных детей, чтобы поступиться солидной зарплатой, которую хорошему юристу могут предложить в очень многих местах, за исключением детского дома. Поэтому в нашей экспериментальной работе предусмотрен поиск в сети высококвалифицированных юристов, готовых прийти на помощь детям и их наставникам в том случае, когда уровень правовой подготовки специалистов на местах не позволяет корректно и в полном объёме решить непростые вопросы их области юриспруденции. Как нами уже ранее отмечалось, «в каждом образовательном учреждении для проведения эксперимента открыты кабинеты информатики, либо кружковые классы, оснащенные компьютерами с доступом к Интернет. В отдельных учреждениях до подключения к сети работу планируется вести в режиме «офф-лайн» с последующей одномоментной передачей материала в сеть. В ряде учреждений практикуется установка компьютеров не в кабинет информатики, а в библиотеку с последующим созданием медиацентра на ее базе. В процессе экспериментальной работы будут привлекаться бюджетные и внебюджетные средства для модернизации, увеличения и качественного обновления компьютерного парка, модемов, принтеров, сканеров, цифровых камер и т.д.» [3]. Время, минувшее с момента написания этих строк, прошло для детских домов недаром. И хотя в виду современных правительственных инициатив планируется полное закрытие детских домов, и многое для этого уже сделано, в настоящий момент многие из них до сих пор существуют, что и даёт нам право подымать столь злободневную как в научном, так и в общественном отношении тему правовой поддержки воспитанников. Следует предпринять усилия, чтобы подготовить принципиально новые учебники - не только по содержанию правового курса, но и по уровню включения в него новых информационных технологий. Мы уже отмечали, что «для традиционного учебника запредельны такие формы преподнесения материала, как, например, анимированная модель развития живой клетки или синтеза химических веществ. В этом же ряду - и видеофрагменты, тем более что старинные школьные фильмотеки вряд ли в настоящее время повсеместно находятся в необходимой полноте и удовлетворительной сохранности. И, наконец, в третьих. Традиционный учебник, увы, проигрывает электронному по параметру вариативности заданий для самоконтроля. Причем это могут быть как урочные лабораторные работы, так и домашние тесты для домашней подготовки к самостоятельной, контрольной работе на уроке или экзамену» [4]. Важно, чтобы вопросы права в ходе общего основного образования детей0сирот опирались на постоянно совершенствуемую во всех своих ипостасях информационно-образовательную среду, в которой каждый ребёнок мог бы найти для себя своевременную и полностью отвечающую его правовым потребностям помощь и поддержку. Особенно актуально это для выпускников, которым уже в скором времени неизбежно предстоит столкнуться и с вопросами имущественных прав, и конкретно права на землю, если ща ними было своевременно закреплено, как это часто бывает, в частном жилом фонде. При наличии соответствующей среды, восходящей к государственным и общественным правовым службам, выпускник может и не почувствовать существенной разницы в своём правовом обеспечении до и после выпуска из детского дома. Но для того чтобы в конечном итоге получилось именно так, многим инициативным людям и организациям предстоит немало потрудиться. Мы уже говорили о том, что внутри детского дома «в качестве ядра информационно-образовательной среды способен выступать медиацентр, будучи существенно более многофункциональным, нежели подобное подразделение любого другого образовательного учреждения. Медиацентр как крайне необходимое в условиях современного образовательного процесса подразделение образовательного учреждения может стать определяющим фактором реорганизации образовательного процесса и содействовать достижению надлежащего уровня социализации детей-сирот и их и общего образования» [5]. И в первую очередь, конечно же, в правовом отношении. До сих пор в некоторых сиротских учреждениях складывалось так, что дети становились жертвами «правозащитных» программ сиюминутных инициатив, возникавших на базе скороспелых общественных организаций, целью создание которых было исключительно получение солидной грантовой поддержки. Сотрудники таких организаций наперебой рассказывали воспитанникам о том обилии прав, которыми дети располагают, но не знают, как ими воспользоваться. Но при этом никто не говорил о многочисленных обязанностях, напрямую вытекающих из реализации упоминаемых прав. Недобросовестные «правозащитники» руководствовались тем, что воспитанникам уже не будет настолько интересно слушать о правах, накладывающих на них так много обязательств. И когда выпускник, поучаствовавший в подобной программе «правового ликбеза» приходил затем в одну их государственных инстанций, ему были вынуждены приводить теперь уже полную информацию, иногда приводившую к крушению его радужных надежд. Поэтому так важно в ходе реализации программы правовой подготовки демонстрировать воспитанникам официальные сайты, где законы РФ и подзаконные акты приведены в полном объёме. Чувствуя, что к ним подходят как к взрослым людям, и ждут от них адекватной поведению взрослого человека ответственной реакции, воспитанники не заставят себя долго ждать, и проявят инициативную позицию. Они будут не просто изучать свои права «впрок», но и использовать их при подготовке к различным конкурсным работам, каких сейчас детским домам предлагается, как правило, достаточно большое количество. М.А. Черняк отмечает, что в такой работе «информационные ресурсы электронного плана могут оказаться незаменимым подспорьем. В ученическом коллективе вполне могут оказаться дети, для которых рамки традиционной для интерната образовательной программы будут тесны. Имея здоровые амбиции, такие воспитанники смогут претендовать на участие в различных конкурсах и других выше перечисленных формах самореализации, подразумевающих углублённые знания по учебным предметам» [8]. В Конвенции о правах ребёнка говорится, что государства-участники «поощряют средства массовой информации к распространению информации и материалов, полезных для ребёнка в социальном и культурном отношениях» [2]. Российская Федерация, также ратифицировавшая Конвенцию, в лице своих правозащитных субъектов может и должна делать достоянием детдомовцев всю необходимую им в дальнейшей жизни информацию. Только в этом случае мы можем надеяться на то, что выпускник детского дома окажется в правовом отношении и подготовленным, и защищённым, и способным защитить своих младших товарищей, начиная участвовать (как это и бывает на практике) в разнообразных правозащитных инициативах. И всю жизнь он будет с благодарностью вспоминать сотрудников библиотеки-медиацентра своего родного детского дома, наставившего его на этот трудный, но благородный и праведный путь.
Литература:
1. Элиасберг Н.И. Права ребёнка - это ваши права! Учебное пособие для начальной школы. Редакционная коллегия: Н.И. Элиасберг (председатель), при участии Р.Г. Хусаинова и О.Е. Семёновой (подбор материалов для книги). - СПб.: Издательство «Древо жизни», 2012. - 64с.
2. Конвенция о правах ребёнка. - Исламабад: PanGraphics, 1997. - 52с.
3. Латышев О.Ю. Социальная реабилитация детей-сирот посредством информационных технологий // Материалы 11 конференции представителей региональных научно-образовательных сетей «RELARN-2004». - Самара - Волгоград - Астрахань, 2004. - С.218-224.
4. Латышев О.Ю. Современный учебник. Каким ему быть, а каким не быть? // Проблемы школьного учебника. Сборник научных трудов. - М., 2005. - С.106-109.
5. Латышев О.Ю. Роль информационно-образовательной среды школы-интерната в мотивации к учению // Сборник материалов научно-практической конференции молодых ученых «Совместная работа аспиранта и учителя по формированию мотивации учения у школьников». - М.,2005. - С.82-86.
6. Латышев О.Ю. Возможные организационные пути создания медиацентров в сиротских учреждениях // Материалы городской научно-практической конференции «Образовательные технологии ХХI века «ОТ’04». - М., 2004. - С.140-143.
7. Ковтонюк В.А., Левина Л.Б., Латышев О.Ю. Профильное обучение детей-сирот с использованием информационных технологий // Материалы XIII Конференции представителей региональных научно-образовательных сетей RELARN-2006. - Барнаул, 2006. - С.230-236.
8. Черняк М.А., Латышев О.Ю. Моделирование информационного пространства интернатного учреждения // Материалы XIII Конференции представителей региональных научно-образовательных сетей RELARN-2006. - Барнаул, 2006. - С.241-252.
9. Латышев О.Ю., Ильин В.Н., Макарова Л.Н. Туризм, краеведение и ИКТ социализации учащихся // LAP LAMBERT Academic Publishing, 2013. - 96с.
10. Латышев О.Ю. Библиотека-медиацентр школы-интерната. - М., 2003. - 120с.
11. Латышев О.Ю. Библиотека-медиацентр сиротского учреждения // Школ. библиотека".- 2002. - №7.
12. Латышев О.Ю. Библиотекарю, заведующему медиацентром (обзор сетевых ресурсов) Школ. Библиотека».- 2002. - №8.
13. Латышев О.Ю. Сам себе писатель // Школ.библиотека.- 2001. - №7. - С.31.
14. Байер Е.А., Латышев О.Ю. Повышение жизнестойкости детей-сирот средствами экскурсионно-туристической деятельности // Материалы Первой международной научно-практической конференции «Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области)». - Тольятти, 2012. - С. 144-154.
15. Ильин В.Н., Латышев О.Ю. Социализация детей-сирот средствами экскурсионно-туристической и краеведческой деятельности // Материалы Первой международной научно-практической конференции «Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области)». - Тольятти, 2012. - С.390-399.
16. Крюкова О.Е., Латышев О.Ю. Социально-психологическая адаптация детей-сирот средствами экскурсионно-туристической и краеведческой деятельности // Материалы Первой международной научно-практической конференции «Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области)». - Тольятти, 2012. - С. 400-411.
17. Макарова Л.Н., Латышев О.Ю. Роль урока географии в социализации детей-сирот средствами туризма и краеведения // Материалы Первой международной научно-практической конференции «Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области)». - Тольятти, 2012. - С. 417-428.
18.

служба правовой поддержки, библиотека, Библиотека-медиацентр детского дома, воспитанник, Латышев, служба правовой поддержки воспитанников, Библиотека-медиацентр

Previous post Next post
Up