Развитие одарённости и жизнестойкости воспитанников детского дома

Dec 01, 2013 11:16

УДК 376.56, 376.64

Байер Елена Александровна, директор детского дома г. Азова Ростовской области - Федеральной экспериментальной площадки Российской Академии образования, кандидат педагогических наук, доцент, член творческого коллектива Мариинской галереи.
8-918-5510156. detdom@azov.donpac.ru
Латышев Олег Юрьевич, академик Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения, научный руководитель Федерального эксперимента Российской Академии образования от интернатных учреждений РФ, кандидат филологических наук, основатель Мариинской галереи. 8-919-246-87-58, 8-918-443-00-43, papa888@list.ru

Развитие одарённости и жизнестойкости воспитанников детского дома
средствами туристско-краеведческой деятельности

Сколь разнообразными ни оказывались бы проявления одарённости у детей-сирот, в каждом таком случае окружающие видят проявление их нестандартного поведения. Хорошо, когда рядом оказывается мудрый наставник, который не воспринимает такое поведение как девиантное. Более того, он может защитить ребёнка с проявлениями одарённости от вполне вероятных насмешек со стороны сверстников, а также различных форм обструкции со стороны класса или группы. Однако прозорливый и неравнодушный педагог может и не оказаться рядом в трудную минуту. Поскольку сверстники, стремящиеся выместить на ребёнке с проявлением одарённости собственную непроявленность (а отнюдь не несостоятельность), как правило, находят для отместки время и место, где контроль со стороны взрослых затруднён. Поэтому ребёнку, проявившему свою одарённость в каком-либо направлении, следует продемонстрировать её ещё и в умении общаться со сверстниками, воодушевлять их для участия в его собственных творческих предприятиях. А если это по каким-то причинам не получается (нехватка времени, низкая мотивация у сверстников, неспособность быстро и доходчиво объяснить суть своего предложения и т.д.)? В таком случае следует научиться чётко и аргументированно, не задевая самолюбия собеседника, отстаивать собственное мнение и своё суверенное право заниматься именно тем, что и позволяет проявлять одарённость того или иного рода. Умение с достоинством утвердиться в своих правах, свершить свои мечты, и при этом не сделать ничего в ущерб окружающим, также является выражением жизнестойкости воспитанника детского дома. Уже на этом основании мы считаем возможным утверждать, что для успешного развития воспитанника детского дома полезно, когда его одарённость произрастает наряду с жизнестойкостью. Правомерен вопрос, какими мотиваторами следует воспользоваться, чтобы превратить своих оппонентов - сверстников, не реализовавших себя ни в одном позитивном направлении, в своих союзников и единомышленников? Если одарённость воспитанника проявляется в ярко выраженных математических способностях, то пригласить любых сверстников к участию в коллективном творческом деле может оказаться сложным. Интеллект их может быть и не развит до необходимой планки, и приглашение совместно заняться математикой, а уж тем более - извлечь из этого занятия одновременно и радость, и пользу может только фрустрировать сверстников, неприятно удивить, и они могут принять это приглашение как насмешку и оскорбление в самых лучших чувствах. И конфликт, который следовало бы погасить столь миролюбивым приглашением, может разгореться с новой силой. В.А. Ковтонюк указывает на то, что «образовательный уровень подавляющего большинства воспитанников оставляет желать лучшего, несмотря на титанические усилия педагогических коллективов. И основная причина здесь заключается в том, что дети приходят в сиротские учреждения в состоянии глубокой педагогической запущенности, с низкой обучаемостью, проистекающей, прежде всего, из нулевого уровня мотивации к учебной деятельности. В таких условиях достаточно сложно добиться не только высокой эрудиции воспитанников, но даже и простого соответствия их облика модели выпускника сиротского учреждения. Налицо также и плохая приспособляемость к общественной жизни в силу несоответствующего уровня знаний и социально-культурных представлений тем традиционным требованиям, которые выдвигает перед выпускником общество» [9]. Стало быть, существует определённый разрыв между общественными ожиданиями от воспитанника и выпускника сиротского учреждения и уровнем (и направлением) учебной мотивации, которую способен задать педагогический коллектив для всех воспитанников. Соответственно, необходимы такие мотивационные компоненты, которые бы отвечали возможностям и способностям всех воспитанников - вне зависимости от уровня обучаемости, если речь не идёт об органических поражениях коры головного мозга, а проблема коренится исключительно в педагогической плоскости. Хорошими средствами «выравнивающего» характера для группы воспитанников с различным уровнем проявленности интеллекта как такового, а также их творческой одарённости, выступают туризм и краеведение. Действительно, участие в походе в равной мере возможно и для ребёнка-интеллектуала, способного научиться составлять маршрут и ориентироваться на местности при помощи традиционных туристических принадлежностей, и для ребёнка, обладающего в значительно большей мере физической силой, нежели проявленным интеллектом, и тем более - одарённостью в интеллектуальной сфере. Сильный воспитанник, может быть, на протяжении всего похода будет только нести рюкзак, который непосилен для щуплого и хилого интеллектуала, но ни для того, ни для другого это обстоятельство не окажется поводом для смущения или даже отказа от участия в походе. Поскольку всем видно и слышно, насколько нужен каждый участник, и что каждый здесь - «на вес золота», и что общий успех предприятия и зависит от каждого. И каждому будет принадлежать в конечном результате. Вопрос ещё и в том, предстоит ли при этом ограничиваться фокусом внимания на детях, чья одарённость уже нашла своё проявление? И, если так, то насколько будет велика польза от участия в туристско-краеведческой деятельности сильных, выносливых и целеустремлённых, но пока ещё интеллектуально неразвитых воспитанников, к тому же - не отвечающих требованиям культурного плана? Нам представляется возможным создавать условия для проявления одарённости и у тех детей-сирот, от которых в сложившейся образовательной практике большинства сиротских учреждений мало что хорошего ожидалось. Мы исходим из понимания, что добиться равной для всех скорости интеллектуального развития, формирования социокультурных представлений и позитивных поведенческих ориентиров довольно-таки сложно. Но и считать такое «равенство» по всем позициям неотъемлемым условием развития одарённости у широких масс детей-сирот мы бы не стали. Скорее, следовало бы остановиться на возможностях эмоционального восприятия, органичных моментах проявления воспитанниками чувств и ощущений, способных уже в самодостаточном варианте выступать в роли позитивных мотивов к туристско-краеведческой деятельности. Как сообщает В.Н. Ильин, «элементы романтики и эмоционального восприятия со временем побуждают воспитанников знакомиться с экономическими механизмами сферы туризма, изысканиями краеведов в их родных местах, что позволяет детям культивировать в своем сознании гордость за родную землю, мудрость предков, глубину исторических традиций. И постепенно некоторые из них начинают связывать модель своей будущей самореализации за пределами учёбы в школе-интернате с вопросами туризма и краеведения» [7]. Было бы излишне пояснять, что мы не стремимся как к самоцели сделать воспитанника как такового профессиональным путешественником или музейным работником. Однако, видя наши первые успехи сертифицированного обучения в школе юного экскурсовода, отдельные директора краеведческих музеев в работе с нами начинают связывать свои надежды на то, что выше обозначенный курс дополнительного образования может и не исчерпываться лишь профориентационным уровнем. И что в перспективе вполне возможен приход на работу выпускника детского дома, прошедшего ряд ступеней обучения в качестве юного экскурсовода. При этом могут сформироваться надлежащие условия для раскрытия творческой одарённости детей-сирот в максимально широком спектре вариаций их самовыражения, самоутверждения и самореализации, начиная от смотрителя и оканчивая ведущим научным сотрудником музея - таким может оказаться путь выпускника детского дома, связавшего свою дальнейшую судьбу одновременно с миром науки и культурно-просветительской, педагогической практикой. В любом случае, практически независимо от конкретной профессии, которой овладел благодаря предпринимаемым нами и музейными работниками усилиям, выпускник детского дома станет значительно самостоятельнее своих сверстников, не задействованных в нашей работе. Ему будет доступно принятие ответственных решений, а столкновение с непредвиденными жизненными обстоятельствами даст шанс проявить и закрепить собственную жизнестойкость, умение владеть ситуацией и поворачивать её на пользу не только себе, но и всем, за кого он отвечает как взрослый и набирающийся жизненного опыта человек. По мнению Л.Б. Лёвиной, «для воспитанника, который до попадания в стены детского дома вынужден был долгое время самостоятельно принимать важнейшие для его жизни решения, может быть характерна самостоятельность жизненной позиции. Он может относительно четко представлять, чем хочет заниматься по выходе из детского дома, чему стремится посвятить лучшие годы своей жизни. Отсюда может вытекать примерное представление о профиле обучения, за рамки которого уже не распространяются амбиции и искания конкретного ребенка» [9]. Конечно, мы далеки от стремления вводить жёсткое профилирование, от которого воспитанник не сможет отступиться уже ни при каких обстоятельствах, в силу наступления собственной психологической зрелости и более целостного понимания своего дальнейшего жизненного пути. Скорее, речь идёт о позитивных тенденциях образовательного процесса - как самих сиротских учреждений, так и сферы дополнительного образования¸ куда музеи, туристические центры, станции юношеского туризма и другие объединения подобного характера входят на позициях взаимной поддержки педагогических коллективов. В этом убеждении позволяет нам утвердиться наблюдение одного из инициаторов данного вида деятельности, ведущего школы юного экскурсовода Е.В, Пилюгиной. «Каким же образом происходило развитие совместной деятельности учреждений, избравших дружественный стиль общения как конструктивную основу научного и практического взаимодействия? Обширный опыт музейного коллектива и чувство высокой ответственности, проявляемое каждым сотрудником музея в данном направлении работы, позволяет оказывать научно-методическое сопровождение внедрения педагогических инноваций. Вариативность этой деятельности довольно широка, и реализуется в виде консультаций, информационных услуг и проведения семинаров, организации курсов повышения квалификации учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования и руководителей школы-интерната. В силу достижения обоюдного понимания коллективами учреждений высокой значимости получаемых результатов для каждого участника названного процесса, удаётся совместными усилиями подготавливать научно-практические и научно-методические конференции различного масштаба. На базе сиротского учреждения организуются мероприятия, соответствующие интересам и плану долгосрочной культурно-просветительской работы музея» [14]. Итак, нами определены перспективы развития творческой одарённости детей-сирот, обеспечиваемые их жизнестойкостью, ростом целеустремленности, готовности ответственно относиться к порученному делу на основе также растущего уровня внутренней позитивной мотивации. И хотя эта работа у нас пока находится на начальной стадии, мы убеждены в её правомерности и продолжительности, что позволит нам, в свою очередь, своевременно знакомить Вас с характеристиками новых этапов предпринимаемой нами деятельности.

Литература

1. Байер Е.А., Латышев О.Ю. Повышение жизнестойкости детей-сирот средствами экскурсионно-туристической деятельности // Материалы Первой международной научно-практической конференции «Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области)». - Тольятти, 2012. - С. 144-154.
2. Байер Е.А., Латышев О.Ю. ПРОФИЛАКТИКА НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Материалы VI Научно-практической конференции-выставки "Информационные технологии в образовании"
("ИТО-Ростов-2006"). - Ростов-на-Дону, 2006. http://ito.edu.ru/2006/Rostov
3. Байер Е.А., Латышев О.Ю. Воспитание олимпийского резерва с использованием информационных технологий // Материалы Всероссийской конференции с международным участием "На пути к ХХII олимпийским и ХI параолимпийским зимним играм. 29-30.10.2008г.". - Краснодар, 2008. - С.76-82.
4. Бутов А.Ю. Становление традиций российского образования и воспитания (XVIII - XIX века): Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 Москва, 2005 519 с. РГБ ОД, 71:05-13/303
5. Бутов А.Ю. Становление традиций российского образования и воспитания (XVIII - XIX века): автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра пед. наук: специальность 13.00.01 <Общ. педагогика, история педагогики и образования> / Бутов Александр Юрьевич; [Моск. гос. ун-т культуры и искусств]. - М.: 2005. - 41 c.; 21 см.
6. Зотова И.В., Латышев О.Ю. Роль образовательной области «Технология» в социальной адаптации социально незащищённых детей // Материалы научно-практической конференции молодых учёных «Оценка качества образования-2007». - М., 2007.
7. Зотова И.В., Латышев О.Ю. Становление информационно-образовательной среды интернатного учреждения в условиях дистанционной поддержки // Материалы XIV конференции представителей региональных научно-образовательных сетей «RELARN-2007.- Нижний Новгород, 2007.
8. Ильин В.Н., Латышев О.Ю. Социализация детей-сирот средствами экскурсионно-туристической и краеведческой деятельности // Материалы Первой международной научно-практической конференции «Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области)». - Тольятти, 2012. - С.390-399.
9. Капустина Е. Н., Латышев О. Ю.. Работа социальной службы детского дома // Социальная педагогика. - 2012. - № 1. - С. 88-95.
10. Ковтонюк В.А., Левина Л.Б., Латышев О.Ю. Профильное обучение детей-сирот с использованием информационных технологий // Материалы XIII Конференции представителей региональных научно-образовательных сетей RELARN-2006. - Барнаул, 2006. - С.230-236.
11. Крюкова О.Е., Латышев О.Ю. Социально-психологическая адаптация детей-сирот средствами экскурсионно-туристической и краеведческой деятельности // Материалы Первой международной научно-практической конференции «Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области)». - Тольятти, 2012. - С. 400-411.
12. Макарова Л.Н., Латышев О.Ю. Роль урока географии в социализации детей-сирот средствами туризма и краеведения // Материалы Первой международной научно-практической конференции «Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области)». - Тольятти, 2012. - С. 417-428.
13. Максимова С.В., Латышев О.Ю. Аудио-визуальные средства повышения мотивации// Эхолот 2005 - conf.cpic.ru/echolot2005/rus/reports/theme_677.html - 20k
14. Пилюгина Е.В., Латышев О.Ю. Школа юного экскурсовода как средство развития социального туризма // Материалы Первой международной научно-практической конференции «Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области)». - Тольятти, 2012. - С. 199-208.
15. Цебулевская А. Г. Образование воспитанников Медведовского детского дома в контексте их социальной адаптации / Социальная педагогика. - 2012. - № 3. - С. 72-77.
16. Черненок Т.Д., Ильин В.Н., Латышев О.Ю. Экспериментальная работа в школе-интернате №1 г. Воронежа в 2007-2008 учебном году // Образовательные технологии ХХI века. ОТ'09. Материалы девятой городской научно-практической конференции / Под ред. Гудилиной С.И., Тихомировой К.М., Рудаковой Д.Т. - М. 2009. - С.46-51.
17. Черняк М.А., Латышев О.Ю. Моделирование информационного пространства интернатного учреждения // Материалы XIII Конференции представителей региональных научно-образовательных сетей RELARN-2006. - Барнаул, 2006. - С.241-252.

дети-сироты, дополнительное образование, одарённость, школа-интернат, детский дом, одарённые дети

Previous post Next post
Up