Последние несколько месяцев увлечен съемкой пинхолом, который купил в общем-то ради развлечения. Результат мне настолько нравится, что я написал небольшую статью.
Наблюдения о пинхоле
Есть вещи поважнее резкости
Съемка пинхолом, т.е. камерой без объектива, обречена быть маргинальной. И сами фотографии занимают достаточно узкую нишу зрительского интереса, хотя, как говорится, "людям нравится". Некоторое время назад я начал снимать подобной камерой и, неожиданно для себя самого, попал под очарование нерезких виньетированных снимков. У меня вновь появился пропавший было интерес к съемкам в Петербурге. Если камера побуждает снимать, то о ней стоит написать несколько слов. Поэтому я пишу эту небольшую статью с обобщением моего опыта съемки пинхолом.
1. Если вы не столяр, то купите камеру, сделанную профессионалом. Самому рассчитать и исполнить качественный инструмент не получится. В $120 мне обошлась на ибее прекрасно сделанная камера под пленку 13х18 см. Легкая деревянная камера имеет сверхширокий угол зрения, изнутри и снаружи окрашена в черный цвет, снабжена уровнями в двух плоскостях, креплениями под светофильтр и штатив. Ее приятно держать в руках и удобно пользоваться.
Выбор формата связан с наличием недорогой пленки Тасма.
2. Упрощайте композицию. Желание построить сложную композицию может столкнуться с реальностью виньетирования и потерей резкости по краям. Часть деталей и самый композиционный центр, если он будет находится далеко от геометрического, могут оказаться размытыми. Особенно это касается темных объектов. Фонарный столб на краю кадра рискует слиться с пасмурным небом, а гранитная тумба станет черным пятном.
Это правило можно выразить иначе: в пинхоле должен быть большой объект в центре кадра. Фотографируя Эрмитажный павильон в Царском селе я стремился убрать из кадра все лишнее, благо его расположение в парке этому способствует.
3. Пинхолом можно снимать при любом свете. Первые свои кадры я делал питерской зимой, когда светлое время суток можно назвать светлым только потому, что в другое время еще темнее. Пинхольным изображениям присуща печаль, так и Петербург по своей природе меланхоличен. Пасмурная погода оказывается третим ингридиентом хорошего кадра. Но тем, кто не живет в Санкт-Петербурге не стоит огорчаться, еще Гоголь восклицал: "Боже, как грустна наша Россия!"
Выдержка кадра с пушкой была равна моей выдержке на морозе. Получилось 15 минут, а следовало бы минут 30 - таким темным был тот декабрьский день. Камера-обскура передала тяжесть небес, не превратив при этом кадр в скучно-серый.
4. Пинхол становится волшебным при солнечном свете. Белое здание, белые колонны, белые статуи, залитые солнцем - это прекрасная натура для пинхола! Пожалуй, самое удивительное качество пинхола это способность передавать отраженный свет так, будто объект сам его излучает. Не солнце освещает здание, а стены здания освещают окружающий пейзаж.
Колонны Петропавловского собора всегда вызывали мое восхищение способностью наливаться сиянием при попадании на них лучей солнца. Но все попытки передать это волнующее меня состояние заканчивались неудачей до тех пор пока я не снял их пинхолом декабрьским днем.
5. Камера (пленка) должна стоять перпендикулярно земле. Проблема всех широкоугольников, что они захватывают много пространства внизу и камеру хочется повернуть вверх. Но делать этого нельзя! С этим могут не согласиться 99% читателей, но я буду продолжать утверждать это. Город состоит из вертикальных линий, и я не вижу причин делать их сходящимися. Погоня за ракурсом приводит нас к тому, что мы получаем "ракурс", но лишаемся всего остального. Я очень благодарен создателю моей камеры за то. что он оснастил ее уровнем.
Фотография Исаакиевского собора в створе между постаментом памятника Николаю I и гостиницей Астория говорит о том, что можно найти хороший "ракурс", не наклоняя камеры.
6. Передний план не должен быть пустой. Кадр выровненной камеры примерно пополам делится горизонтом, а интересующие нас объекты обычно находятся в верхней части. Чтобы кадр не был скучен нужно найти опору на переднем плане. Это могут быть какие-то предметы или фактура тротуара. Порой приходится жертвовать хорошей точкой съемки только потому, что под ногами нет ничего интересного. Или наоборот тень от штатива попадает в кадр.
На фото с усадьбой в Рождествено остатки снега очень оживили передний план.
7. Используйте длинную выдержку для художественных эффектов. Относительное отверстие моего пинхола 1/325, и даже в солнечный день требуется выдержка не менее 5-10 секунд. Этим нужно научиться управлять и предугадывать развитие ситуации в кадре. Когда у вас камера отработала половину выдержки, в кадре может остановиться автомобиль или человек, и их размытый силуэт испортит ваш замысел. С другой стороны, длинная выдержка может сделать оживленный перекресток лишенный всякого движения.
На фотографии у Невских ворот Петропавловской крепости пара долго стояла у края причала не дожидаясь пока они уйдут. Так снимок получил еще одно измерение - время.
Следует помнить, что любые правила условны, особенно, если их уметь нарушать. Снимайте пинхолом!
© Павел Аплетин, текст и фото