Старый Славянск: дерево, глина, 110 лет "девятнадцатому", фигурный кирпич и прочее

Jun 17, 2013 20:53

Сначала - деревянные дома с глиняной обмазкой и фальшивыми полуколоннами (мне тут уточнили, что полуколонны - это пилястры)







Стены этого дома хозяева относительно недавно поштукатурили по сетке, но "полуколонны", скрывающие классический угол бревенчатого сруба с выступающими концами бревен, остались в прежнем истрепанном временем виде.

По размерам фальшивых полуколонн можно понять смысл такой технологии: дерево на дом использовали не самое толстое, но в сочетании с глиняной обмазкой получалась достаточно теплая конструкция.



Все смешалось в доме Облонских - наполовину кирпичный, наполовину дерево в глиняной обмазке (возможно - увеличенная и ставшая закрытой бывшая деревянная терраса), да еще и замершая в вечном недострое кирпично-шлакоблочная пристройка, пытавшаяся с улицы даже соответствовать по виду старой кирпичной кладке фасада дома.
Осыпавшуюся глиняную обмазку нынешние хозяева просто и безыскусно заменили кусками пластиковой вагонки.



От деревянного крыльца до спутниковой антенны.



Казалось бы, обычный современный кирпич, но своеобразная форма угла дает нам знать, что за этим кирпичом - все та же деревянная конструкция.



А это особая изюминка - дом в два окошечка, некогда все такой же деревянный, но позже переобложенный - и со статусной стеной из кирпича со стороны улицы. "Смотрите! - пытался показать когда-то его владелец, - мы не хуже именитого купечества, из кирпича строимся! И тут у нас так, и вот тут у нас эдак, а по верху - вообще богато! А со двора не заглядывайте, ибо нефиг!"

Как там было у Эриха Марии Ремарка в "Черном обелиске":
Сад позади нашего дома служит в то же время выставочной территорией для надгробий. Вон они стоят в строю, словно рота под командой тощего лейтенанта -- обелиска Отто, пост которого тут же, возле двери. Именно этот памятник я и посоветовал Генриху продать -- старейшее надгробие фирмы, как бы ее неизменная примета, нечто чудовищное по своей
безвкусице. А за ним следуют сначала самые дешевые маленькие надгробия из песчаника или цемента, могильные камни для бедняков, которые честно и скромно жили и трудились и потому, разумеется, ничего не достигли. Затем идут памятники побольше, уже па цоколях, но все еще достаточно дешевые, - памятники для тех, кто жаждал все же стать кем-нибудь поважнее, хотя бы после смерти, если уж не удалось при жизни. Таких памятников мы продаем больше, чем совсем простых, и трудно определить, что преобладает в этом запоздалом внимании близких - трогательная забота или нелепое честолюбие. За ними стоят надгробия из песчаника, но с вделанными в них досками из мрамора, серого сиенита или черного шведского гранита. Они уже недоступны для человека, жившего трудами рук своих. В данном случае наша клиентура - мелкие торговцы, фабричные мастера, ремесленники, владеющие собственной мастерской, и, разумеется, вечный неудачник - мелкий чиновник, честный пролетарий в стоячем воротничке, который всегда должен казаться более значительной особой, чем на самом деле, причем совершенно неизвестно, каким образом в наши дни он еще ухитряется существовать, ибо повышение его заработной платы каждый раз происходит слишком поздно.



Для сравнения - одноэтажный дом с полутораэтажной, для важности, "уличной" стеной. Правда этот дом от рождения кирпичный, и хоть его и "украсила" пристройка из силикатного кирпича на месте деревянного крыльца, но даже на стенах, выходящих во двор, видна фигурная кирпичная кладка - под крышей и под окнами.



Как правило деревянные дома стоят на фундаменте из кирпича или дикого камня (а у некоторых такое прочное основание доходит до нижнего края окон), но хозяева этого дома не могли позволить себе ни кирпича, ни камня - и строились сплошь из дерева. Нижние венцы подгнили и стена просела между окнами, сами же окошки перекосило и теперь они кланяются друг другу.



"Препарированный" временем угол деревянного дома - видно устройство фальшколонны и популярный для таких домов рельеф с вертикальными канавками (каннелюрами). Серая кривая фигня снизу - край шиферного забора.



А этот дом хоть и кажется деревянным в обмазке, но на самом деле - породисто-кирпичный, просто толстенный слой штукатурки сгладил в нижней части стен весь старый кирпичный рельеф, и только в местах, где штукатурка осыпалась, становится видно, каким дом был от рождения.





Бонус: живописные ворота этого дома. Фром Сиберия ту Африка виз лав. На первой фотографии "со зверями" видно, что когда-то "парадный" вход в этот дом был прямо с улицы через зашитое деревом крыльцо, но лет сорок тому назад парадную дверь замуровали глухой кирпичной стеной.







А это два богатых, и, самое удивительное - хорошо сохранившихся кирпичных дома как раз напротив ворот со зверями. К сожалению, совсем без вагонки не обошлось - несколько лет назад бежевый пластик прикрыл старые доски второго этажа парадного входа. Возможно изменения связаны с тем, что ранее там обитала художественная мастерская со скульптурами и чувством вкуса, а потом на доме внезапно образовалась орифлеймовская вывеска.



Легендарный "девятнадцатый".
110 лет тому назад, в 1903 году, на углу улиц Харьковской и Железнодорожной было построено двухэтажное здание славянского городского банка.
Соответственно была поименована и остановка Ветки "Банковская", находившаяся поблизости.

Через пятнадцать лет, в 1918-м году славянский банк был ограблен Блюмкиным - о разных мутностях вокруг этого события я уже писал.

Во время Великой Отечественной войны от здания осталась только пустая коробка стен (эту фотографию я уже давал в журнале)



Однако тогда городские власти еще не заболели градовредительством, и здание банка было не только восстановлено, но и надстроено двумя этажами.

Позже вместо банка в этом здании разместился продовольственный магазин №19, по которому дом стал зваться "девятнадцатым", а выражение "у девятнадцатого" являлось устойчивым городским ориентиром.

Когда-то дома в этом квартале были окрашены желтой и оранжевой красками по штукатурке, но в 1980-х их обсерили серой бетонной шубой - только девятнадцатому повезло остаться прежним. В 1990-е продовольственный магазин сменился кучкой торговых точек, заполонивших двухуровневый зал с высоченным потолком, потом - магазин бытовой химии, потом - игровой клуб и вот теперь - детский магазин.



На первом этаже слева, под торчащим из стены плафоном с электрической колбой (за дорожным знаком) когда-то давным-давно был один из входов в здание. На стене рядом с ныне отсутствующей дверью проступают сквозь слой побелки и краски старые выключатели - да не простые, а поворотные, вот такого типа (фотография из инета):





А это вид со двора. Лестничные площадки выполнены в виде открытых балкончиков в углу здания, от них по этажам изгибаются коридорчики к квартирам. Из-за торгового зала пол в квартирах с перепадом по высоте.

На ближний угол в 1980-х упала здоровенная (выше 4-х этажей) ива, метра полтора в охвате. Немного погнуло пожарную лестницу - и все (это к вопросу о якобы ветхости старых славянских домов).





Вроде бы просто ЖЭК №1.
Но на самом деле - это синагога. Была.



Окно особняка - ныне райотдела милиции.



И двухэтажный купеческий дом напротив (на первом этаже когда-то были магазины, в стиле дома Сирка в "За двумя зайцами")



"Почти питерский" вид через арку "дома Александрова" 1905-11 годов постройки. Надо только небо сделать пониже и потусклее и включить дождь ;)



Флигель - здесь лет 10 назад была швейная мастерская общества инвалидов.





Флигели сохранились не все из-за строительства пары девятиэтажек практически впритык.



А от старых домов квартала напротив - который застраивался в те же годы и мог бы простоять столько же - остался только этот, между сталинкой, хрущевкой и брежневской девятиэтажкой, да бывший особняк - здание детского сада.

родина всех славян, память

Up