Обещал я еще три с лишним месяца назад рассказать о спутниковом мечении моржей. Вот, вернулся с полей и выполняю обещанное. Начну издалека, со времен почти библейских)))
Метод мечения животных для изучения их миграций, сезонного распределения, ключевых местообитаний и других важных сторон биологии и экологии развивается уже около 200 лет.
Сначала это были простые металлические метки, как всем известные птичьи кольца. При мечении промысловых птиц и зверей расчет был на то, что охотники, добывшие меченых особей, будут передавать метки или сообщать о них биологам. Сопоставление даты и района мечения с датой и районом добычи позволяет сделать вывод о перемещении животного. Такой вид мечения продолжает использоваться до сих пор, например, массовое кольцевание птиц, причем ныне используются и легкие пластиковые кольца с номерами, которые можно распознать с помощью бинокля на живой птице или звере.
Мой друг, орнитолог Алексей Дондуа кольцует кулика-чернозобика
Начиная с 1960-х гг. в исследованиях начали использовать радиопередатчики, сигналы которых позволяли отслеживать присутствие меченого животного в тех или иных районах. Данные о перемещениях животных стали более подробными, но были ограничены тем, что приемники с соответствующей частотой невозможно расставить или транспортировать постоянно по всему ареалу вида.
Наконец, с развитием космических технологий для прослеживания животных стали использовать орбитальные спутники. Начало этому было положено в 1980-х гг. Вместо радиопередатчиков на зверей и крупных птиц начали крепить передатчики, которые посылают сигналы на спутник, фиксируя координаты, где в момент передачи сигнала находится животное. Этот способ прослеживания животных ныне переживает бум.
В разное время я принимал участие в мечении и установке радио и спутниковых передатчиков на разные виды арктических животных. Это кадр из нашей совместной с канадцами работы по мечению белух в реке Анадырь.
С каждым годом все больше и больше видов включается в программу спутникового мечения, причем для каждого вида разрабатывается наиболее подходящий дизайн меток-передатчиков.
А это фотка вообще из 1990-х, когда я участвовал в отлове и мечении белых медведей на острове Врангеля. Спутниковый передатчик размещался в широком ошейнике. Работа также была совместной с биологами США.
Морж всегда был важным промысловым видом, и задача охраны и рационального использования требовала четкого понимания его сезонных перемещений, а также наиболее важных районов кормления и размножения. Поэтому, как только начались серьезные исследования моржей, их тут же принялись метить. В конце 1950-х больше сотни моржей пометили канадцы, а в СССР пионером моржемечения стал Виктор Иванович Крылов, который в начале 1960-х гг. пометил несколько десятков моржей в Чукотском и Беринговом морях. Его метки были похожи на огромные кнопки, которые он втыкал в моржей с помощью деревянного копья.
Особого успеха он не добился - возвратов меток почти не было. У канадцев тоже дело заглохло. Вероятно, моржи быстро избавлялись от раздражающих кнопок, потирая тело о гальку и песок или цепляя их ластами, которыми они обожают чесаться и достают ими почти любую часть тела за исключением района лопаток. На этом мечение моржей застопорилось…
Продолжение следует…