Когда атака следует за атакой в самом начале формирования лежбища, моржи покидают беспокойный участок и перебираются в то традиционное место выхода на сушу, где медведей меньше и интенсивность нападений не так высока. Если к тому же при первых охотничьих вылазках кому-то из хищников удается поймать хотя бы одного моржонка, то на долгожданное пиршество собирается все немногочисленное медвежье население.
Медведи делят моржонка, добытого в начале выхода моржей на лежбище. Первый голод утолен, и некоторое время белые бандиты не будут трогать залежку. Утес Кожевникова, сентябрь 2019 года.
После дележа и поедания добычи медведи подолгу отдыхают на лежках, переваривая впервые за много дней попавшее в желудок мясо. Несколько дней моржей никто не беспокоит и им удается образовать многотысячное лежбище, занимающее площадь в 20-30 тысяч квадратных метров. Моржи устраиваются на отдых по принципу «в тесноте, да не в обиде» и лежат настолько плотно, что многие звери громоздятся на сородичей сверху, создавая второй ярус лежбища.
При тихой погоде и отсутствии источников беспокойства моржи создают плотную гигантскую залежку. На этом снимке свыше 40 тысяч моржей отдыхают в бухте Кенискин в октябре 2017 года.
И вот тут-то у белых медведей возникает возможность обеспечить себя мясом на всю долгую осень. В один прекрасный день какой-нибудь из отдыхающих или совершающих прогулку по окрестностям медведей направляется к лежбищу. Он неторопливо подходит к моржам, которые заметив его и почуяв запах, бросаются в бегство. Начинается грандиозная по своим масштабам паника: все лежбище мгновенно приходит в движение, воздух наполнен беспокойным гулом, исторгаемым тысячами глоток; моржи в своем стремлении как можно скорее очутиться в воде проталкиваются сквозь толпу собратьев, лезут поверх голов; налитые кровью глаза оказавшихся позади испуганно озираются на извечного врага - белого медведя.
В паническом бегстве моржи громоздятся друг на друга. Коса Рэткын, август 2001 года.
В этой ситуации оказавшийся вблизи лежбища медведь обычно не делает активных попыток завладеть добычей. Он не спеша идет в нескольких метрах от ближайших моржей, часто останавливаясь и обнюхивая их свежие следы на гальке. С явным интересом медведь наблюдает за охваченными паникой гигантами, каждый из которых мог бы выйти победителем в единоборстве и все же испытывает ужас при одном его виде и запахе. Иногда он подходит вплотную к одному из убегающих моржей и, низко опустив голову, обнюхивает его хвост. А затем идет дальше вдоль стены моржовых спин.
Медведь разгоняет 15-тысячное моржовое стадо на косе Сомнительной, остров Врангеля. Сентябрь 1993 года.
Но вот лежбище опустело, и медведь, оглядевшись вокруг, обнаруживает, что стал владельцем несметных сокровищ - десятков трупов только что погибших моржей. Таков результат панической давки в тесноте лежбища. У большинства взрослых моржей свернута шея и травмированы внутренние органы, а тела детенышей совершенно плоские, словно по ним проехал каток-асфальтировщик.
Погибшие моржи, раздутые трупными газами на косе Сомнительной (остров Врангеля), сентябрь 1996 года.
Такие трагедии происходят на побережье Чукотского моря каждый раз, когда образуется многотысячное лежбище. В давках гибнет от 30 до нескольких сотен моржей, и если дело происходит на острове Врангеля, то почти всегда виновниками оказываются белые медведи.
Счастье - это дохлый морж!..
Трудно сказать, происходит это случайно, или же медведи распугивают лежбище вполне осознанно. Я склоняюсь к тому, что они предвидят результат своих действий, и создание паники является основным способом охоты белых медведей на береговом лежбище моржей. Подтверждением может служить тот факт, что после каждого нападения или просто приближения к лежбищу, когда все моржи сходят в воду, медведи долго и внимательно осматривают окрестности.
Белый медведь изучает территорию лежбища после разгона моржей. Мыс Блоссом (остров Врангеля), сентябрь 1990 года.
Однажды во время такого осмотра медведь заметил прошлогоднюю моржовую шкуру, которую моржи стащили в море во время своего бегства. Она мерно покачивалась на поверхности воды у самого берега. Медведь побежал к ней, ухватился зубами и стал вытаскивать из воды, но быстро понял, что это всего лишь шкура, выпустил ее из пасти и медленно пошел прочь. Через пару часов несколько сотен моржей снова вышли на берег, и их атаковал уже другой медведь - матерый самец. И все повторилось! Только на этот раз подбежавший к шкуре медведь мгновенно разобрался в ситуации и потерял к ней интерес, даже не пытаясь вытащить из воды.
Медведь обнаружил в воде шкуру моржа и вытаскивает ее на берег. Остров Колючин, сентябрь 2012 года.
Поведение зверей не оставляло у меня никаких сомнений, что цель осмотра территории лежбища после разгона моржей определенно заключалась в поисках предполагаемого трупа. Шкура напоминала именно плывущий в воде труп моржа и спутать их было очень даже просто. А разочарованное выражение морд медведей после обнаружения своей ошибки было лучшим доказательством их намерений.
Продолжение следует…