Арктика-2003. Ледяные «кувшинки»

Jun 25, 2021 17:29

Рекордам жары в центральной России повящается.



Завершаю рассказ об экспедиции в Чукотское море в 2003 году.

Через несколько дней нашего пребывания в поселке наступило полное затишье, сопровождавшееся резким понижением температуры до минус 12-15 градусов. Пролив Сергиевского начал замерзать буквально на глазах, как по мановению волшебной палочки. Все наши вещи, полевое снаряжение, документы и деньги находились на острове и рисковали остаться там до следующего лета. Мы мгновенно собрались и скинули лодку на воду.

Пробираться сквозь шугу и блинчатый лед было непросто. Приходилось идти очень медленно, потому что при малейшем наборе скорости мотор, взревев, вылетал на воздух. Так можно было его загубить и бесконечно дрейфовать в замерзающем море, как полярные моряки прошлого. Мы бросили рулевое управление и устроились на самой корме, чтобы максимально опустить винт мотора под поверхность молодого льда. Управляя румпелем, я с опаской поглядывал на струйку воды из трубки охлаждения, в любой момент ожидая, что она забьется ледяной крошкой. Пробравшись через наиболее плотные поля блинчатого льда, мы выскочили на полосу чистой воды, тянувшуюся до самого острова, и прибавили газ.

Воспользовавшись штилем и небольшим количеством льда, мы обошли вокруг острова и убедились, что моржи в наше отсутствие на лежбище не выходили. Пляжи были покрыты нетронутым снегом, выпавшим несколько дней назад. Несколько белых медведей лежали в снежных наносах, лениво поводя носом и ушами в сторону нашей жужжащей «Казанки». Полевой сезон подошел к финишу.

Два или три часа мы потратили на упаковку и погрузку вещей. Хорошо, что к нам на помощь пришел на своей «Сарепте» начальник нутэпельменских охотников, и мы не были вынуждены оставить часть груза на второй рейс, который мог и не состояться из-за льда и погоды. Я закрыл ставни и дверь на крепкие запоры, и попрощался с балком, который два месяца служил нам верой и правдой.

Пока мы находились на острове, мороз усилился, лед в некоторых местах наслоился друг на друга и стал толще, и на обратном пути нам пришлось нелегко. Перегруженная лодка сидела глубоко в воде, ее борта быстро обмерзали, и от этого она погружалась еще глубже. Посередине пролива вероятность затонуть из-за намерзания выглядела уже вполне реальной, поэтому пока мой напарник сидел за рулем, я сбивал молотком наледь, чтобы хоть как-то облегчить лодку.

Уткнулись в берег мы уже в полной темноте. Я обернулся и увидел остров Колючин, озаренный сполохами северного сияния. И сказал: «Я вернусь!».

Я возвращался туда еще 15 лет…

И это последний пост о той памятной экспедиции.

Конец

полевая жизнь, белый медведь, моржи, льды, Колючин, фотосъемка, пленка, Чукотка, лодки, работа, времена года, Нутэпельмен, Чукотское море

Previous post Next post
Up