Календарь белого медведя: Сентябрь-октябрь. Хищники идут к людям

Jul 21, 2019 17:32

В поисках корма многие медведи появляются вблизи человеческих поселений, особенно там, где небрежно хранятся пищевые отходы.



Очередной непрошеный гость в проеме дверей дома на мысе Блоссом. Октябрь 1990 года.

Широкую известность получила помойка города Черчилль в канадской провинции Манитоба, где ежегодно собирается до нескольких десятков медведей. Они кормятся отбросами в течение всего осеннего периода, в промежутках между приемами пищи отдыхая и прогуливаясь в окрестностях свалки. Быстро преодолевая естественный страх перед человеком, медведи часто забредают на городские улицы, создавая своим присутствием серьезную проблему для местных жителей. Наверное, это единственное место на земном шаре, где регулярной причиной автомобильных заторов может служить спящий посреди дороги дикий белый медведь. Для решения «медвежьих» вопросов здесь существует специальная служба, которая занимается отловом зверей, зашедших в черту города, и вывозом их в безлюдную местность.

В других полярных областях в этот период медведи тоже часто появляются в прибрежных поселках, хотя и не в таких количествах, как в Канаде. Самые «посещаемые» населенные пункты располагаются на северном побережье Чукотки, в непосредственной близости от острова Врангеля, и конечно, на самом острове. Административный центр острова Врангеля - село Ушаковское - каждую осень становится местом «паломничества» белых медведей. Большинство зверей приходит сюда в поисках пищи, в основном, отходов зверобойного промысла, которым занимаются местные жители - чукчи и эскимосы.



Собака кормится останками разделанных моржей в селе Инчоун (сентябрь 2000 года). Обыденная картина для большинства национальных сел Чукотки, где жители занимаются традиционным зверобойным промыслом. Нет ничего удивительного, что белые медведи часто заходят сюда поживиться отходами.

Но нередко появляются и просто любопытные медведи, привлеченные незнакомыми шумами и запахами. Темными осенними вечерами люди предпочитают не выходить лишний раз из дому, а те, кому приходится делать это по долгу службы, не расстаются с сигнальными ракетницами, которыми можно отпугнуть встреченного хищника. До сих пор в Ушаковском обходилось без серьезных инцидентов, хотя в расположенной неподалеку военной части, где из солдатской столовой выбрасывали гору объедков, прикормившийся медведь однажды нанес травму солдату, содрав с головы кусок кожи. Такова расплата за невнимание к «помоечной проблеме».

В 45 км от Ушаковского на острове Врангеля в бухте Сомнительной находится заброшенный поселок Звездный. Я подолгу жил здесь весной и летом, наблюдая за тюленями и китами. Осенью в одном из капитальных домов находилась база, где я хранил продукты, горючее и отдыхал во время непогоды. Медведи заходили в Звездный регулярно и помногу. В некоторые дни я насчитывал в поселке до 7-10 зверей одновременно.



Матерый самец исследует дома в Звездном, август 1993 года.



Звездный, август 1993 года. Самка с годовалыми медвежатами ковыряются в помойных бочках рядом с моим домом.

Жители Ушаковского стараются отгонять белых медведей от поселка, как только замечают их в окрестностях.



Мой друг Игорь Олейников (или попросту - Петрович) прогоняет молодого медведя от крыльца дома на мысе Блоссом выпадом с палкой, одновременно швыряя увесистый камень. Октябрь 1990 года. Игорь до сих пор живет и работает на острове инспектором заповедника.

Но медведи не остаются здесь подолгу и по другой, более важной причине. В отличие от побережья Гудзонова залива, на острове Врангеля есть места, где голодающие медведи могут не только пережить трудное время, но и в течение долгого срока отъедаться до отвала, накапливая толстый слой жира на всю предстоящую зиму. Эти райские кущи с молочными реками и кисельными берегами - береговые лежбища моржей.

Постскриптум: Эти строки я писал более 20 лет назад для своей книги, и тогда не мог представить, насколько быстро проблема столкновения людей и белых медведей распространится на все арктические районы. Сегодня мы каждую осень и зиму слышим о массовых появлениях белых медведей то в каком-нибудь поселке, то на метеостанции, то в расположении военной части. Виновата в этом потеря льдов в арктических морях, которая идет нарастающими темпами в результате климатических изменений. И что удивительно, если белые медведи быстро адаптируются к потере своих ледовых местообитаний, меняют свой образ жизни и находят новые источники питания на суше, то люди не могут показать такие способности к адаптации. Они продолжают жить и работать в Арктике, как будто ничего не изменилось, и каждое появление медведей для них ЧП, уже так лет 10-20… Люди, в отличие от медведей, не хотят менять свой привычный образ жизни, не перестраивают поселки и станции, чтобы обеспечить себе максимальную безопасность, до сих пор не нашли способов хранения продуктов и утилизации пищевых отходов, чтобы не привлекать хищников. Этой зимой медведи снова появятся в какой-нибудь условной Белушьей Губе, местный народ ударится в панику, журналисты в очередной раз будут шуметь про ЧП, смаковать фотки из сети и брать интервью у биологов… Потом медведи уйдут. Хорошо, если без инцидентов с гибелью людей или медведей. Впрочем, даже и с инцидентами - все равно, волна схлынет, и так до будущего прихода хищников. Когда-нибудь это закончится большой трагедией - и в первую очередь, для тех, кого у нас так любят величать символом Арктики… Потому что всех перестрелять - это привычней, чем менять образ жизни.

Хотя вот канадцы свою помойку в Черчилле давно ликвидировали…

Продолжение следует…

невежество, белый медведь, Канада, проблемные медведи, льды, пленка, чукчи, остров Врангеля, эскимосы, экопросвещение, времена года, мыс Инчоун

Previous post Next post
Up