Вот уже 16 лет минуло с тех пор, как я впервые начал вести наблюдения за природой острова Колючин в Чукотском море. В первый же год, ежедневно то проходя по покрытому мхом и травой плато, то пробираясь через осыпающиеся курумники, я все время ощущал, что чего-то тут не хватает. Вот все вокруг прекрасно - птички, моржи, киты, белые медведи - и все же есть во всей этой картине какая-то лакуна, навевающая душевный непокой. Через несколько дней я вдруг сообразил, в чем дело! Не слышно тревожного звонкого «чириканья» сусликов, которое просто фоном звучало во время всех предыдущих полевых работ на материковом побережье Чукотки.
На Чукотке водится только один вид сусликов - американский длиннохвостый. Такой же, как и на Аляске. Есть еще азиатский длиннохвостый, но тот обитает уже в Якутии, и граница между этими двумя близкими видами проходит, примерно, по водоразделу реки Яны. В просторечье этих сусликов весь местный люд кличет евражками. А то и «евреями», намекая на благородный семитский профиль и привычку все тащить в свою нору)))
Колючин находится в каких-то 14 километрах от материка, где этих самых евражек пруд пруди. Но почему-то не освоили они остров. Далековато все же.
За долгие годы работы на Колючине я привык к отсутствию грызунов, и в нынешнем году в разговоре со своим напарником Андреем упомянул об этом, когда он в первые же дни после прибытия обеспокоился о сохранности продуктов. Несколько лет назад он работал на мысе Сердце-Камень, где евражки были обычными зверьками, забегали в пристройку к дому, как, впрочем, и мыши-полевки. Поэтому определенные меры для безопасности продуктовых запасов принимать приходилось. Я успокоил его, что грызунов тут нет и не предвидится. А песцам, росомахам и медведям незаметно проникнуть в дом будет не так легко, как мышам и евражкам)))
Каково же было мое изумление, когда пару недель спустя, после прогулки по окрестностям моржового лежбища Андрей подошел к моему наблюдательному пункту и с насмешкой произнес: «А чего ты говорил, будто евражек тут нет. Я вот только что видел во-он в тех камнях». Разыгрывает, подумал я, но Андрей достал фотоаппарат-мыльницу и продемонстрировал мне снимок, где при большом увеличении в кучке пикселов можно было угадать характерную евражечью морду.
Вот это да! Каким образом забрался сюда этот суслик? Первое, что пришло в голову: это проделка какого-то шутника, поймавшего евражку на материке и выпустившего его на острове. Несмотря на то, что для чукотских людей такие шутки совсем нехарактерны, я все же устроил дознание среди жителей ближайшего к острову села Нутэпельмен. Следствие подтвердило, что никому такая идея в голову бы не пришла. Более того, никто никогда не видел и не слышал евражек на острове, даже старшее поколение, многие из представителей которого родились и в детстве жили на острове, где до середины 1950-х гг. находилось селение Колючино.
Оставалось предположить, что евражка самостоятельно добрался до острова по льду пролива Сергиевского. Либо в июне, когда лопается припай, ненароком соскочившего с берегового обрыва на лед евражку унесло на льдине в море и прибило к Колючину.
Через неделю Андрей увидел и сфотографировал евражку неподалеку от нашего лагеря, но приличного снимка сделать его мыльница не позволила. Меня же, таскавшегося по острову с тяжеленным рюкзаком, набитым зеркалкой, объективами и навьюченной треногой, евражка избегал, как черт ладана. Мне не то, чтобы нужна была его фотография в каких-то художественных целях, но была важна как документ, доказывающий появление суслика на острове. И какое-то приемлемое качество тут было необходимо.
Наконец, еще через пару дней, усевшись с фотоаппаратом на птичьем базаре, краем глаза я уловил движение среди низкорослой травы. Это был евражка! Он выскочил в каких-то двух метрах от меня и застыл, внимательно вглядываясь в морской простор. Великий евражечий мореплаватель явно оценивал варианты, как достичь острова Врангеля, который лежал прямо по курсу!)))
Я попытался развернуть треногу с фотоаппаратом, но на крутом склоне, который почти под моими ногами обрывался в море на высоте около 50 метров, это было сделать не так-то легко. Тяжеленный длиннофокусник так и норовил потерять равновесие и рухнуть с обрыва вместе с треногой и камерой. В общем, когда я с трудом переставил треногу, евражки уже и след простыл… Минут через двадцать он снова выскочил на камень на расстоянии вытянутой руки. Менять объективы я даже не пытался, зная, что при первом же движении суслик исчезнет. Так мы посидели с ним с полминуты, евражка смотрел в море, я на евражку, а потом он сиганул в ближайшую расщелину…
Сколько раз я фотографировал евражек, и не сосчитать! Но первопоселенец острова Колючин оказался просто неуловимым. Вероятно, был по жизни скромнягой и избегал камер папарацци.
И тем не менее! Терпение и труд все перетрут! Прошел уже почти месяц с момента первой встречи евражки, когда я пошел с канистрами, чтобы наполнить их бензином и соляркой из бочек, которые стояли под крутым склоном, состоящим из громадных глыб. Шланг у меня был узким в сечении, и горючее набиралось в канистру медленно, поэтому я стал прогуливаться по берегу моря, разглядывая выброшенные на берег водоросли, ракушки и раков-отшельников. Когда я вернулся к бочкам, то первое, что увидел, был евражка, смачно уплетающий сочную траву под склоном. Ага! Я тут же прекратил процесс наполнения канистры, и двинулся в балок за фотоаппаратом. Вернувшись, сначала я евражку не заметил, но тут его голова вынырнула надо мной среди глыб, и суслик снова стал спускаться на травяную лужайку. Вот тут-то я его и зафиксировал.
Я успел сделать несколько снимков, как заморосил редкий дождик и пришлось спрятать фотоаппарат. А еще через пару минут евражка вдруг резво ринулся в щель среди глыб.
На склоне мелькнула тень ворона, который, сделав круг, приглыбился неподалеку. К нему тут же присоединился второй ворон. Ага, подумалось мне, не так уж и легко живется тут евражке, враги-то не дремлют! Я уже неоднократно видел воронов, сидевших на этом участке склона, но не предполагал, что их привлекает возможность разжиться евражечьим мясцом…
Самые крайние встречи сусликов оказались на дистанции около 1,5 километров друг от друга.
Поэтому вполне вероятно, что на остров проник не единственный представитель евражечьего рода. Так, глядишь, через несколько лет на Колючине образуются многочисленные колонии сусликов. Если, конечно, среди них есть и Адам, и Ева. И если вороны, бургомистры, песцы и росомахи не задавят попытку заселения евражками острова на корню.
Когда во второй половине ноября я вернулся в Анадырь, от меня тут же стали требовать информацию для пиар-службы национального парка «Берингия», да и анадырские журналисты сразу взяли на крючок. Я подготовил краткую информацию о полевом сезоне, а в качестве изюминки на торт выдал рассказ про освоение евражками острова. И уж совершенно не ожидал, что это будет подхвачено журналистами и распространено по всему российскому медиа-пространству. Мне звонили с Пятого канала из Питера, чтобы уточнить детали, а какая-то ушлая московская журналистка требовала от сотрудников национального парка видео, на котором запечатлено, как суслики нескончаемыми рядами движутся по льдам, невзирая на пургу и прочие опасности, чтобы переселиться на остров Колючин.
Особенно порадовали заголовки в Интернете. Что-то типа «Суслики оккупировали остров в Чукотском море» и т.п. ... Я даже посмеялся, сказав, что если бы журналисты надыбали видовое название евражек, то событие сразу бы приобрело политическую окраску. И что вы думаете? Уже на следующий день ряд информационных агентств сделали акцент на том, что это не просто суслики, а американские! Вот, оказывается, где евражка порылась! Удивительно, что публикации не сопровождались картинками с сусликами в полном военном обмундировании)))
Но все же в большее умиление меня привело бы эпическое полотно, где грустные облезлые евражки с посохами и котомочками на плечах, держа за лапки несчастных сусличат, вереницей пробираются через торосы во главе со своим Моисеем! Может, нарисует кто?..