Продолжаю заливать отрывки из японского фильма об острове Врангеля, снятого 25 лет назад.
Этим кадрам предшествовала забавная история. Времени на съемки у нас было чуть больше месяца, зима в 1993 году была холодная, и медведицы не торопились выбираться из берлог. Первая вскрытая берлога в удобном для съемок месте, которую я нашел, была заметена первой же пургой, и медведица решила отлежаться до лучшей погоды. На камеру она не позировала. Во второй берлоге лежала довольно упитанная матерая медведица, и хотя ее мы снимали несколько дней, она быстро расчухала присутствие оператора и выходила наружу без сопровождения медвежат. Третью вскрытую берлогу в доступном для съемок месте я нашел уже в самых последних числах марта. Следы рядом отсутствовали, и я решил, что подходить к берлоге с проверкой мы не будем, чтобы не запугать зверя. И так было ясно, что она внутри. В сумерках мы сделали иглу из снега для оператора, за поворотом поставили палатку сопровождения, и тут началась затяжная пурга. Мы всей группой сидели в балке, режиссер Кабаяси психовал и требовал караулить у берлоги даже в пургу. Мол, уйдет медведица с медвежатами, и все пропало! Я пытался его успокоить, убеждал, что ни одна нормальная мать, даже белая медведица, не выведет новорожденных в злющую метель. Но это давало лишь кратковременный эффект.
Через неделю стихло, мы посадили оператора в иглу, Кабаяси с переводчиком в палатку, а сами (в тот момент я работал с инспектором заповедника, эскимосом Юрой Альпауном, земля ему пухом) продолжали учет берлог на Западном плато, заодно подыскивая запасную берлогу для съемок. Наша подконтрольная берлога была совершенно заметена пургой, и в первые два дня медведи, сидевшие внутри, не подавали никаких признаков жизни. Кабаяси ныл, что мы упустили момент, и медвежья семья ущла в пургу. На мои очередные увещевания он вдруг вскинулся и обвинил меня, что я плохой консультант, что из-за моей некомпетентности у них провален проект, и т.д. Ну, тут я тоже обиделся и сказал, что готов уехать в поселок, пусть ищут другого консультанта, а гонорара мне никакого не надо… Спасибо переводчику Тагиру, он сгладил углы. Но утром следующего дня, поскольку никаких изменений у берлоги не произошло, Кабаяси стал требовать, чтобы я подошел к берлоге и убедился в том, что зверь внутри. В свою очередь я попытался втолковать ему, что никаких сомнений в том, что семья внутри, нет, а любое приближение к берлоге в этих условиях только приведет к тому, что звери затаятся. И тогда шансы на то, что они выйдут под камеру до завершения сроков пребывания киногруппы на острове, будут совсем ничтожными. Кабаяси настаивал и вдруг предложил пари, что я ошибаюсь и зверей внутри нет. «На что спорим?», спросил я. «А на твой снегоход!», ответствовал самоуверенный режиссер. «Хорошо, но в случае проигрыша пришлешь мне из Японии новый «Кавасаки» или «Ямаху». Я заверил, что если зверь не проявит себя до вечера, то я проверю берлогу, но ответственность за успех съемок с себя после этого снимаю. Тагир нас разбил. А мы с Юрой уехали в маршрут.
К вечеру, когда мы возвращались, то еще километрах в пяти от берлоги увидели фигуру Тагира, который махал нам руками. «Ну что?», спросил я. «Показала нос!». Следуюшие несколько дней оператор спокойно снимал медвежью семью, которая даже не подозревала о присутствии киношников.
На этих кадрах медведица впервые выводит медвежат из тесной уютной берлоги под свет скупого арктического солнца. В те времена таких съемок было раз-два и обчелся…
Click to view
Кабаяси долго извинялся передо мной в те дни… А снегоход так и зажал, ипона мать!)))