Сегодня исполнилось ровно 2 года со дня смерти Людмилы Сергеевны Богословской. Это уникальный человек с масштабным восприятием мира, незаурядный ученый, совершивший в течение жизни настоящую эволюцию своих взглядов и деятельности от узкого научного направления - нейрофизиологии - до изучения традиций и менталитета коренных народов Севера и защиты прав этих народов на традиционный образ жизни.
Людмила Сергеевна начала свой путь как биолог, специалист по нервной системе и мозгу животных, получила докторскую степень в этой области, написала множество научных работ и несколько монографий. В 1968-1979 гг. она руководила Беломорской научной группой Института экологии, морфологии и эволюции животных АН СССР по изучению акустической системы и поведения детенышей гренландского тюленя, а с 1977 по 1988 созданной ею Чукотской зоологической экспедиции этого института. Работа на Чукотке стала поворотной в ее судьбе. Она стала инциатором возрождения традиционного промысла гренландского кита, была идеологом создания национального парка «Берингия», который должен был сохранять природу посредством сохранения традиционного природопользования. Она руководила проектами по использованию традиционных знаний в наблюдениях за китами, была членом авторского коллектива, написавшего первое обоснование китобойного промысла для нужд коренных жителей Чукотки, которое было с успехом принято на Международной Китобойной Комиссии. Одновременно она изучала ездовое собаководство и руководила проектом «Аборигенные собаки Российского Севера», в результате которого был разработан стандарт породы «чукотская ездовая» и получила начало ежегодная гонка на собачьих упряжках «Надежда». В 1993 году она покинула классическую биологию и стала руководителем Центра традиционной культуры природопользования Российского НИИ культурного и природного наследия.
Очень важным была ее роль как общественного и политического деятеля, которая началась в 1988 году созданием научной группы «Тревожный Север». В дальнейшем Людмила Сергеевна руководила экологической группой Государственной экспертной комиссии по проекту освоения газоконденсатных месторождений на Ямале, участвовала в разработке закона о территориях традиционного природопользования в Ханты-Мансийском автономном округе, и сумела довести до принятия Госдумой аналогичного федерального закона. Кроме того, Людмила Сергеевна участвовала в разработке федеральных законов «О животном мире», «О континентальном шельфе РФ», а также в течение многих лет была экспертом Комитета Госдумы РФ по природным ресурсам и природопользованию, Комитета Госдумы по делам национальностей, членом Российского отделения Международной рабочей группы по делам коренных народов при ООН, научным консультантом Совета китобойных общин мира.
В 2014 г. Людмила Сергеевна была награждена медалью в честь выдающегося российского биолога А.Г. Томилина за вклад в изучение морских млекопитающих и охрану экосистем полярных морей.
Сразу после ухода Людмилы Сергеевны группа ее коллег и друзей решила подготовить и издать мемориальный сборник в ее честь. И вот перед второй годовщиной этого печального события эта книга вышла в свет. Она называется «Лицом к морю».
В этом сборнике есть и моя статья, которая называется «Легендарные белые медведи-чудовища в устной традиции коренных народов Чукотки». Я еще переработаю ее для ЖЖ и познакомлю с ней своих читателей. А сейчас, в память о Людмиле Сергеевне Богословской, я размещу тут небольшие воспоминания о нашем с ней знакомстве и ее роли в исследовании, на основе которого была написана статья. Этот текст был включен в предисловие к статье, которую, как это ни горестно сознавать, Людмила Сергеевна уже никогда не прочтет…
Я пишу эти строки в маленьком балке на острове Колючин - самом северном участке национального парка «Берингия». Созданию этого парка Людмила Сергеевна Богословская отдала столько лет, сил и нервов, а ныне я работаю в нем научным сотрудником. Одно из многих пересечений моей жизни с деятельностью этой незаурядной женщины и замечательного ученого, которого теперь с нами нет…
Мое знакомство с Людмилой Сергеевной состоялось без малого 30 лет назад. К тому времени я уже читал ее статьи про китов и призывы к созданию охранной зоны на островах пролнва Сенявина, а личная встреча впервые состоялась в поселке Лаврентия летом 1986 года. Тогда я, молодой инспектор «Охотскрыбвода», ждал вертолетный рейс в Инчоун, где должен был проводить мониторинг промысла и берегового лежбища моржей. В лаврентьевской гостинице мы ежедневно общались с магаданским археологом Тасяном Теином, науканским эскимосом по происхождению, с которым познакомились незадолго до того на Мысе Шмидта. Очередной день ожидания вертолета ознаменовался приглашением Тасяна сходить с ним в гости к одной московской «даме-ученому», которая возвращалась с острова Ратманова и жила в той же гостинице, что и мы. Этой «дамой» оказалась Людмила Сергеевна Богословская. Она разложила на кровати изумительные изделия ратмановских эскимосов, которые ей передали служившие на острове пограничники. Тасян тут же взялся фотографировать, а я разглядывал коллекцию и исходил белой завистью, потому что второй год пытался проникнуть на этот остров и собрать данные о местном моржовом лежбище. Пограничники не давали разрешения, и остров Ратманова выглядел недостижимым. Но Богословской удалось его посетить! Тогда я еще не подозревал о твердом характере Людмилы Сергеевны и ее таланте добиваться своей цели…
С этой встречи началось наше длительное знакомство, которое не прервалось даже в период моей жизни и работы на острове Врангеля. Я получил положительный отзыв от Людмилы Сергеевны на одну из первых своих статей для «Зоологического журнала», вступил в созданный при ее активном участии «Совет по морским млекопитающим», членом правления которой она была до последних дней своей жизни. Во время моих редких отпусков мы встречались в Москве, и она всегда давала ценнейшие советы и информацию к размышлениям.
Именно в эти годы мы все чаще стали говорить о традиционных экологических знаниях коренных жителей Чукотки - охотников и зверобоев. Будучи полевым биологом, я поначалу скептически относился к этим знаниям, поскольку их трудно было выразить количественно и подвергнуть статистическому анализу. Но под влиянием Людмилы Сергеевны и по мере роста собственного опыта все больше задумывался, что научные исследования часто бывают ограничены пространственными и временными рамками. В то же время традиционные знания народов, жизнь которых тесно связана с дикой природой, позволяют расширить эти рамки и получить огромный пласт дополнительной информации, которая может быть использована для интерпретации научных результатов и в качестве базового ориентира для будущих исследований…
Поворотный момент в моей работе наступил, когда сразу после завершения своего «врангелевского» периода в 1999 году я с головой окунулся в проект «Сбор традиционных знаний коренных народов Чукотки о белом медведе и среде его обитания», который выполняла Чукотская ассоциация зверобоев и традиционной охоты (ЧАЗТО). Людмила Сергеевна с интересом следила за этой работой, дала множество полезных советов и высоко оценила итоговый отчет, вышедший на русском и английском языках в 2003 году.
В ходе исследований стало ясно, что в 1990-х и начале 2000-х гг. на Чукотке невиданный размах приобрела нелегальная охота на белого медведя. Виной тому стал низкий уровень жизни коренного населения, а непродуманный и политически ангажированный запрет на охоту для традиционных нужд, введенный в СССР еще в 1957 году, не позволял работать с охотниками в поисках разумного компромисса. За полувековой период запрета коренные жители выработали целую систему поведения, позволяющую сохранять добычу белого медведя в тени, которая включала модификацию охотничьих и бытовых ритуалов, а также психологический блок, препятствующий обсуждению такой охоты. Одновременно с этим в природоохранной среде ученых, чиновников и общественников укоренился миф об отсутствии традиций охоты на белого медведя у народов Чукотки.
В этих условиях для сохранения чукотско-аляскинской популяции белого медведя требовалось сломать сложившиеся стереотипы, как на уровне охотников, так и на уровне природоохранных управленцев. Традиционных экологических знаний тут не хватало, необходимо было воссоздать систему взаимоотношений «человек - белый медведь», существовавшую до запрета на охоту, проследить эволюцию этой системы до современности, понять культурную ценность белого медведя для чукчей и эскимосов. Я стал понемногу вникать в этнографию и социологию, делая первые попытки общения на эту тему с охотниками и старейшинами.
Вероятно, похожие мысли возникли и у американских коллег, потому что уже в 2004 году Аляскинская Комиссия по белому медведю «Нануук» с помощью Службы Национальных Парков США инициировала подобный проект на Аляске и предложила своим партнерам, ЧАЗТО, сделать аналогичную работу на Чукотке. Проект получил название «Белый медведь в материальной и духовной культуре коренных народов Чукотки». Почти сразу мы с Людмилой Сергеевной стали обсуждать возможность сотрудничества в этом проекте, однако, по разным причинам этого не произошло. Тем не менее, переписка и телефонные разговоры были интенсивными: мы намечали цели и задачи, которые следовало достичь в результате исследований, методы их достижения, логистику работы над проектом, организационные вопросы и многое другое.
Проект длился три года и состоял из двух больших и относительно самостоятельных разделов. Один из них заключался в интервьюировании коренных жителей, а второй - в поиске упоминаний белого медведя в хозяйственном и культурном контексте в литературных источниках и составлении соответствующей библиографии. Библиографическим разделом занималась моя супруга Светлана, длительное время работавшая в библиотеке Зоологического института РАН, а позже в краеведческом отделе окружной библиотеки им. В.Г. Тана-Богораза в Анадыре.
Результатом проекта стал огромный материал, лишь незначительную часть которого к настоящему времени удалось проанализировать и обсудить в отчетах и публикациях. Последней и наиболее важной публикацией по материалам этого исследования стала
монография об охоте коренных жителей Чукотки на белого медведя с конца 19 века до современной нелегальной добычи. Уже будучи тяжело больной Людмила Сергеевна нашла в себе силы стать официальным рецензентом книги. Преодолевая боль и сознавая короткий срок, отпущенный для жизни, она продолжала беспокоиться о судьбе коренных жителей Чукотки и их образа жизни. Позволю себе процитировать несколько строк из ее рецензии:
«В настоящее время белый медведь - биологический объект, на котором сошлись интересы защитников этого вида, порой доходящие до гротеска, и тысячелетние традиции промысла и одновременно почитания уникального зверя коренными народами Арктики. Книга о белом медведе в жизни эскимосов и береговых чукчей, предложенная к рецензированию в виде рукописи, - заметное и важное явление, как в решении данной проблемы, так и в нашей научной литературе, поскольку современные поколения отечественных специалистов не приучены работать с населением и тем более принимать во внимание исторически сложившиеся взаимоотношения между сообществами людей и животных.
…В целом, авторы рукописи смогли по крупицам составить сложную систему представлений охотничьих сообществ о древнем культе промыслового зверя. В своем роде будущая книга явится для многих исследователей образцом того, как надо работать с местным населением.
…Рецензент уверен, что книга привлечет внимание не только специалистов, но и самих коренных жителей, многие из них, возможно, впервые начнут прислушиваться к охотникам старших поколений и думать о белом медведе не только как о добыче, но и как о сотоварище по жизни».
Один из первых экземпляров отпечатанной в ноябре 2014 года монографии я приготовил в подарок с благодарной надписью на титульном листе своему рецензенту и вдохновителю Людмиле Сергеевне Богословской. Но она очень плохо себя чувствовала, и встретиться нам не удалось. А через два с небольшим месяца ее не стало…