Зоотерроризм-12, или Пускайте газы!

Feb 26, 2016 15:40

Завершаю разговор о том, как избежать конфликтов с белыми медведями.

Предыдущие посты на эту тему:
http://panzer-bjorn.livejournal.com/34838.html
http://panzer-bjorn.livejournal.com/35313.html
http://panzer-bjorn.livejournal.com/35811.html
http://panzer-bjorn.livejournal.com/36042.html
http://panzer-bjorn.livejournal.com/36338.html
http://panzer-bjorn.livejournal.com/36412.html
http://panzer-bjorn.livejournal.com/36995.html
http://panzer-bjorn.livejournal.com/37273.html
http://panzer-bjorn.livejournal.com/37400.html
http://panzer-bjorn.livejournal.com/37636.html

Напоследок я оставил такое средство самообороны как газовые баллончики.



В комментариях к предыдущим постам и в других обсуждениях касательно происшествия с белым медведем на острове Врангеля постоянно возникал вопрос об использовании газовых баллонов. Я специально не касался этого популярного средства, так как хотел, чтобы изложение проблемы взаимоотношений людей и белых медведей шло от общих вопросов к частным. Крайне важно, чтобы читатели (и не только) понимали, что начинать надо не с ракет, резиновых пуль и газа, а с ограждений, пищевых и прочих отходов и адекватного поведения. Тогда средства самообороны будут нужны только в крайних случаях. В свою очередь, различные отпугивающие средства в трех крайних постах я также рассматривал по порядку. Сначала те, которые можно использовать на дальних «рубежах», ну и далее - по мере «сокращения дистанции до медведей.

Поэтому газовые баллончики я и оставил под самое завершение. Потому что это - орудие «ближнего боя». Еще ближе - только нож и удачливость…



Газовые баллоны для отпугивания медведей производят достаточно давно, только не у нас в стране. Для их наполнения используют перцовый спрей. Опыт коллег из США, Канады и Норвегии говорит, что использование таких баллончиков очень эффективно. Есть у меня пара роликов, где демонстрируется действие перцового спрея на белых медведей, жаль скорость Интернета не позволяет выставить их в сеть…

Мне не приходилось применять газовые баллоны, хотя в течение нескольких лет они находились в моем арсенале средств самообороны. Тем не менее, как-то удавалось обойтись и без них, используя методы, о которых я даже писать здесь не буду. Эти методы достаточно эффективны, когда ими пользуются опытные биологи, хорошо понимающие зверя. Но для любых других категорий людей они несут чрезмерный риск, и я не хочу чувствовать за собой вину, когда узнаю, что кто-то решил поэкспериментировать, начитавшись моих рекомендаций, и остался без головы…

Вернемся к газам. Несмотря на отсутствие личного опыта, я был свидетелем нескольких случаев, когда перцовый спрей все же был испробован… Впервые такие баллоны каким-то чудом были привезены на остров Врангеля японскими телевизионщиками из NHK в 1993 году. Впрочем, возможно, то было не чудо, а просто в те времена перевозить их авиатранспортом не возбранялось. Я с интересом разглядывал баллон с нарисованной на нем оскаленной мордой гризли. По инструкции в комплекте к баллонам предлагалось покупать металлические ошейники с острыми шипами. Не думайте, не на медведей их надевать советовали… А собственно на шею пользователю. Смысл был в том, что пока медведь пытается прорваться к вашему горлу, натыкаясь на шипы ошейника, надо было исхитриться и пустить струю газа в ноздри рвущего вас хищника. Затея мне показалась излишне нервной. Я попытался представить, как буду выглядеть в чукотской кухлянке и шипастом ошейнике - просто какие-то садо-мазо фантазии с арктическим колоритом!))) Но баллоны распределил всем участникам съемок, да и сам таскал в кармане на всякий пожарный. Как я уже говорил, испытанные методы отгона медведей меня не подводили, и баллончик так и остался девственным.

Но были среди нас и товарищи, склонные к экспериментам. Мой друг, инспектор охраны, которого для удобства назовем просто «Иваныч», очень хотел посмотреть на результат действия спрея. И такой случай ему вскоре представился. Японцы притащили с собой дистанционную камеру, которую непременно хотели использовать для съемок. Мы установили ее с утра на косе Сомнительной рядом со шкурой моржа, которую грызли все проходившие мимо медведи. Провода от камеры были протянуты к балку, до которого было почти 400 метров. Я, оператор и переводчик пошли на лодке снимать медведей вдоль побережья. А на косе остались продюсер и охранявший его Иваныч. По плану они должны были переночевать в балке, а на следующий день я собирался пригнать за ними лодку.

Ночью раздался вызов по рации. Мы подскочили. На связь вышел продюсер Кэномару, и начался долгий разговор с характерными японскими интонациями от рычания до визга. Оператор Ватанабэ, будучи настоящим самураем, хранил при этом абсолютно непроницаемое выражение лица, а переводчик Тагир уже в середине беседы взорвался приступом хохота, чуть не повалившись на пол. Будучи абсолютным нулем в японском языке, я растерянно переводил взгляд с одного на другого, пытаясь понять, что происходит. Наконец, разговор был завершен. Ватанабэ кинулся с налобным фонариком к экспедиционным ящикам, а Тагир, давясь смехом, стал пересказывать мне суть разговора.

Оказывается, вечером на косе Сомнительной появился молодой медведь-самец. Позировать перед дистанционной камерой он не стал, а сразу пошел ее ломать. О чем я, в принципе, японцев и предупреждал… Стоимость камеры была немалой, поэтому Иваныч с Кэномару помчались спасать и успешно отобрали ее у медведя. Тот успел прокусить корпус, а вся начинка осталась работоспособной. Но медведь не успокоился. Как только стемнело и Иваныч приготовил ужин, зверь подошел к балку и стал барабанить передними лапами по металлической крыше. Грохот стоял ужасающий, балок потряхивало. И тут Иванычу пришла мысль опробовать перцовый спрей. Он взял баллончик, снял предохранитель с рычажка, встал около двери и стал выжидать, когда медведю надоест стучать по крыше. Действительно, развлечение мишке быстро наскучило, и он пошел вокруг балка, шумно принюхиваясь. Когда звуки вбираемого в ноздри воздуха приблизились к двери, Иваныч приоткрыл небольшую щель и брызнул спреем. И началось! Небольшой порыв ветра вернул почти всю порцию спрея назад в балок. Все наполнилось перцовым туманом. Кэномару с Иванычем терпели недолго. Перец разъедал кожу и глаза, и через несколько минут экспериментаторы, с воплями выскочив наружу, повалились в снег и стали растирать им глаза. Опасность попасть в медвежьи объятия их не смущала, да никто про зверя уже и не думал. Как только Иваныч чуточку отошел, то сразу запалил фальшвейер. В его свете обозначилась фигура медведя, который стоял в нескольких метрах и недоуменно взирал на цирковое представление. Вспышка фальшвейера заставила его быстрым галопом покинуть зрительный зал. Но на этом история не закончилась…

Немного оттерев лицо и проветрив балок, экспериментаторы пришли в себя. И в этот момент Иванычу жутко захотелось отлить. Ничтоже сумняшеся он зашел за балок и запустил проперченные пальцы в трусы. И вот тут-то он познал реальный ад! Как раз после этого стартовали наши переговоры по рации, а Ватанабэ собрал целую аптечку разнообразных мазей, которую я наутро увез на косу для спасения Иванычева хозяйства.



После завершения съемок баллоны остались на острове. Я развез их по балкам, где проводил наблюдения за медведями, а часть передал в отдел охраны заповедника. Инспектора разобрали баллоны, а один, как и Иваныч, склонный к экспериментам, даже попытался испробовать спрей на собаках, которые пробрались к нему в гараж погрызть лежавшую там оленью тушу. Результат был близок к «эффекту Иваныча». Собаки прыснули из гаража, весело скалясь и прекрасно себя чувствуя, а инспектор нахватался перца и потом еще долго не мог зайти в гараж. Как спрей отразился на вкусовых качествах оленины, не знаю.

В последний раз действие спрея я увидел собственными глазами через 3 года. К тому времени людей в заповеднике оставалось совсем мало, а мне на лодку требовался напарник. Я уговорил поехать на пару недель дизелиста с полярной станции, ныне покойного Толика Ефстифеева. Он только что с рук купил видеокамеру и очень хотел поснимать моржей и медведей, поэтому, не раздумывая, взял отпуск за свой счет и поехал со мной на косу Сомнительную. Оттуда мы по ближайшей погоде двинулись дальше, на мыс Блоссом, где к тому времени скопилось больше двух десятков белых медведей. В доме на Блоссоме уже давно лежали японские перцовые баллончики, и когда мы собрались идти к маяку, где находилась основная концентрация медведей, Толик прихватил один из них. Я этого не заметил.

Мы прошли около половины пути до маяка, договариваясь между собой о том, как вести себя среди медведей, как вдруг я обнаружил, что чуть отставший Толик перестал мне отвечать. Я резко развернулся и увидел Толика, лежавшего навзничь в снегу метрах в 50. Он не шевелился и молчал. Перепугавшись, я начал его трясти, и тут Толик, наконец, подал признаки жизни… Вот что выяснилось. Баллончик Толик сунул в карман ватных штанов. А на баллончике отсутствовал предохранитель, о необходимости которого Толик и не подозревал. Поскольку я этого не видел, то и подсказать не мог. Во время похода к маяку Толик случайно нажал рычаг в кармане, и струя спрея сквозь одежду опалила ему бедро. Жгучая боль была настолько сильной, что Толик без звука свалился в снег. Когда он оголил ногу, на ней было большое красно-коричневое пятно. Первые слова, которые Толик смог произнести, были следующими: «Если этой херней брызнуть в нос медведю в упор, медведь сдохнет. Уверен»…

Из всех этих происшествий я вынес следующее:

1. Перцовый спрей, концентрация которого разработана специально для медведей, вещь жуткая и, вероятно, весьма действенная. Впрочем, западные коллеги это единогласно подтверждают.

2. Полезное действие спрей производит только на очень короткой дистанции в 0,5-1,5 метра и в безветренную погоду. Увеличение дистанции ведет к рассеиванию струи, а ветер вообще уносит ее в сторону от медведя.

3. Использование спрея в неблагоприятных обстоятельствах или попросту не включая мозгов может нанести серьезный вред здоровью самого человека.

4. Спрей необходим в антимедвежьем арсенале, но только для применения в самом крайнем случае, когда нет возможности использовать другие средства защиты.

Вот на этой пессимистичной ноте я и позволю себе завершить свой обзор стратегии и тактики бескровного решения конфликтов между человеком и белым медведем в Арктике. Жаль, что никто из ответственных лиц не проявил интереса к этому вопросу в период моей официальной работы в подведомственных Минприроды организациях. Да и сейчас никакой серьезной работы в этом направлении не предвидится. Однако мне известно, что мои посты читают заинтересованные сотрудники заповедников и национальных парков, разных природоохранных организаций и научных учреждений. Так что кому-то эти рекомендации смогут пригодиться. Пусть и не в централизованном порядке.

Ну и главной моей задачей при написании этих постов было показать обычным, далеким от белых медведей людям, что существует множество путей и способов минимизации конфликтов людей и хищников. И пуля в сердце - далеко не лучший и не единственный из них.

А если государство захочет серьезно отнестись к проблеме и начнет жестко внедрять систему медвежьей безопасности в обустройство и режим работы военных баз, метеостанций и рабочих поселков, то не будет и «взорванных» медведей на острове Врангеля, и убитых строителей на Земле Александры, и поводов для многотысячных петиций. И у меня не будет повода поминать министерские причиндалы…

полевая жизнь, нефтегаз, невежество, белый медведь, проблемные медведи, дураки и дороги, остров Врангеля, экопросвещение, защитники природы в кавычках

Previous post Next post
Up