Моржи пришли!

Dec 15, 2024 16:57

Пора вернуться к нашим баранам, то бишь, моржам. В смысле, к заметкам о прошедшем полевом сезоне.

Итак, наша теплая компания из двух сотрудников чукотского отдела ВНИРО и меня прибыла на мыс Сердце-Камень в надежде провести наблюдения и съемки крупнейшего лежбища моржей в мире. Но все пошло не по плану…



Обычно моржи подходят к лежбищу на мысе Сердце-Камень в конце первой декады сентября, но только при отсутствии льдов. Нынче же льдов хватало… И это сильно повлияло на поведение моржей. Я уже писал про необычную ледовую обстановку в Чукотском море в уходящем году . В результате, в сентябре часть популяции вышла на береговые лежбища на Аляске, где льда не было, а те моржи, которые проводили лето в западной части Чукотского моря, спокойно отдыхали на льдинах, как и в старые добрые времена. Мы же в течение сентября были обречены обшаривать биноклем ледовые поля, протянувшиеся до горизонта, и напрягать уши в надежде услышать рев или увидеть темные пятна моржей на льдах.

Но тщетно. В течение всего сентября моржей в ближайших окрестностях мыса Сердце-Камень попросту не было. Мы видели редкие фонтаны горбатых и серых китов, иногда кольчатую нерпу или пятнистого тюленя-ларгу. Морские зверобои из села Энурмино ежедневно выходили в море, пытаясь обнаружить моржей и заготовить мясо на зиму. Но тоже безуспешно. Они, конечно, не теряли время попусту, стреляли подвернувшуюся нерпу или лахтака, добыли двух серых китов, но главный зимний пищевой ресурс - моржи - в прибрежных водах не появлялся.

Впрочем, нам хватало дел и без моржей. Паша и Максим выходили с охотниками на промысел, чтобы обследовать добытых зверей, которых разделывали на льдинах, а также оценить размеры непроизводительных потерь. Собирали в Энурмино доски, резали железные бочки на листы, чтобы хоть как-то восстановить пристройку у нашего полевого дома в бухте Кенишхун. Прошлой зимой ее напрочь разнесли белые медведи, а остатки доломали их бурые коллеги по безобразиям уже летом. Была ужасная чехарда с ремонтом бензогенератора, который так и не удалось заставить работать. Пришлось одолжить чрезмерно мощный и громоздкий генератор у охотников, который в течение сезона работал, но тоже постоянно требовал ремонта и замены то топливного шланга, то свечей, то проводки…

В ожидании моржей я не без пользы проводил время в экскурсиях по окрестностям Энурмино и бухты Кенишхун, снимая суровые пейзажи, птиц и разных интересных зверушек, о которых еще поведаю позже.

Казалось, что моржей в нынешнем году мы не увидим. Весь мой многолетний опыт говорил, что при таком обилии льда им просто незачем появляться вблизи берега. И тем не менее, я ошибся.

Первый далекий крик одинокого моржа я услышал в конце сентября. Через несколько дней в бухту Кенишхун приехал Джонни (на самом деле, то ли Джанибек, то ли совсем труднопроизносимое имя, интереснейшая личность, узбек, который приехал в Энурмино, завербовавшись в строительную бригаду больше 15 лет назад, женился на чукчанке, наплодил детей, да так и остался здесь жить, переняв образ жизни своих чукотских родственников) и сообщил, что охотники добыли первых моржей на ледовых залежках у мыса Нэттэн в 30 км к западу от мыса Сердце-Камень. Но лишь через неделю, после длительного шторма ночью мы услышали сплоченный рев, а утром увидели несколько сотен моржей, расположившихся для отдыха на остатках мелкобитых льдов в окружении намерзшей шуги. Они находились в нескольких километрах от берега. Хоть и на месяц позже, но моржи все же пришли!

Продолжение следует

киты, полевая жизнь, тюлени, морж, бухта Кенискин, моржи, проблемные медведи, льды, охота, мыс Сердце-Камень, чукчи, Чукотское море

Previous post Next post
Up