А вот еще один из фольклорных беломедвежьих монстров. Мэргумк’эн. Об этих медведях под названием «Mьrg-umgь» В.Г. Богораз писал так:
«Mьrg-umgь (буквально: «лысый белый медведь») - свирепый медведь-людоед. В непогожие ночи он ложится на брюхо посреди ледяного поля, машет лапами и приманивает к себе прохожих. Он зовет плачущим голосом, подражая путнику, потерявшему дорогу. Тот, кто услышит его голос и приблизится к чудовищу, тотчас будет схвачен и растерзан».
Бросается в глаза, что черты поведения мэргумк’эн, которые приводит классик чукотской этнографии, полностью соответствуют рассказам современных чукчей и эскимосов о к’ъочатко (см. мой предыдущий пост).
И в то же время В.Г. Богораз никак не объясняет, почему в названии этого монстра присутствует корень «мэрг» / «мерв», что в переводе значит «отощавший, исхудавший, шелушащийся, облезший». Ну, или просто "лысый", как и перевел классик.
А вот что рассказали о мэргумк’эн или как его еще называют мервыльин, мои современные информаторы:
«Моя мать рассказывала легенду о белом медведе «мергу»: лежит медведь на спине вверх лапами и, приподняв морду, начинает шевелить лапами и мордой, при этом кричит, как бы зовя на помощь. Если смотреть издали, как будто несколько человек тянут какую-то добычу. Охотник подходит помочь, а в это время медведь вскакивает и нападает на него»
(Нешкан, охотник-оленевод 1951 г.р., чукча. Записано в 2005 г.)
«Отец рассказывал, что мервыльин, когда охотится на людей, в сумерках притворяется торосом и стоит неподвижно, ждет, когда охотник пройдет. Он рассказывал, что они с дедом заметили такого медведя и стали ждать, что будет дальше. Медведь стоял, стоял, догадался, что его заметили, и убежал».
(Энурмино, охотник 1961 г.р., чукча. Записано 30/08/2002)
«Бывают медведи очень тощие, могут напасть. Такого называют «мервыльин»».
(Инчоун, охотник 1944 г.р., чукча. Записано 16/08/2002)
«Если перед миграцией на север [внутриконтинентальный переход вдали от побережья] белый медведь не накопил достаточно жира в теле и в желудке, то это мервыльыт - старые истощенные звери, которые готовы съесть мало-мальски съедобное. Но такие звери бывают очень редко».
(Лаврентия, оленевод 1942 г.р., чукча. Записано в 2005 г.)
«Мэрвыльын - голодный, худой, истощенный медведь».
(Ванкарем, охотник 1915 г.р., чукча. Записано 9/05/1999)
«Мервыльин всегда нападает».
(Энурмино, охотник 1948 г.р., чукча. Записано 27/08/2002)
«Только вот называют отощавших белых медведей - мэргумк’эн, они опасны».
(Янракыннот, хозяйка яранги в береговом селе 1936 г.р., чукчанка. Записано в 2005 г.)
«В январе 1997 года было в районе поселка много следов. Одного видели. Взрослый, средних размеров. Приходил ночью. Кормился отходами около зверофермы. Этот медведь был худой, долго ничего не ел. Такой медведь, худой и голодный, называется «мэрвыльын». Его прогнали собаки. Я раньше слышал от стариков, что такие медведи нападают на оленей и даже на людей. Но уже давно нет таких случаев».
(Нунлигран, оленевод 1931 г.р., чукча. Записано 20/05/1999)
Запомним эти рассказы и позже попробуем разобраться в этих монструозных белых медведях. Где здесь миф, а где не совсем.
Продолжение следует