Взялся я написать короткую подпись к прошлогодней фотографии белых гусей, но совершенно спонтанно эта подпись превратилась в целую историю длиной в пять постов. В общем, приклеился я к гусю, как в старой сказке братьев Гримм. Но пора и честь знать. Этот пост пятый, завершающий.
Итак, в прошлом, 2022 году, в первых числах августа я стал свидетелем нашествия белых гусей на заброшенное село Ушаковское на острове Врангеля. Но тьма гусей накрыла не только это село, но и всю южную равнину и предгорья острова.
Гусята, потерявшие родителей
О-в Врангеля, август 2022
То же самое происходило и на кордоне заповедника в бухте Сомнительной, где я провел основное время полевого сезона. Весь месяц шел нескончаемый поток гусей, и они раз за разом заполоняли все пространство вокруг дома. Пары, обремененные потомством, задерживались на одном месте подолгу. Серые, с трудом летающие гусята часто были неуклюжими, иной раз повреждали лапу или крыло и отставали от родителей. Они сбивались в общую стайку и начинали следовать за любыми взрослыми гусями, оказавшимися поблизости. При обилии гусей с потомством рядом с домом, я старался как можно реже выходить из дома, чтобы не создать лишнюю панику среди птиц, так как опасался, что стану причиной травмирования гусят. Но жить и работать как-то было нужно, и иной раз спугивать гусей все же приходилось…
В 1989-99 годах, когда я жил на острове Врангеля постоянно, над южной равниной острова во время осеннего пролета стаи белых гусей пролетали регулярно, но ничего подобного увиденному в прошлом году и близко не было.
Там же, в Сомнительной, я встретился с главным гусеведом острова Василием Баранюком, который возвращался с основного гнездовья у Пика Тундрового, и он сказал, что в 2022 году были побиты все предыдущие рекорды численности, и гусей на острове, вероятно, было куда больше 700 тысяч.
Сейчас белый гусь считается самым многочисленным из всех видов гусей. И все же, с чем связан такой взрывной рост численности после долгих лет депрессии?
А ответ, в общем-то, простой. Сразу бросается в глаза, что рост численности белых гусей совпадает с быстрым изменением климата в Арктике, тем самым пресловутым «потеплением», которое создало благоприятные условия для успешного размножения и питания птиц. И скорей всего, все предыдущие колебания ареала и численности белых гусей, в первую очередь, зависели от климатических процессов, а не от злодеев-охотников, роль которых в численности промысловых видов зачастую переоценивается. Полагаю, что это справедливо и для многих других птиц и зверей.
Хотя, если человеки пойдут вразнос, как было в 1930-50-х годах на острове Врангеля, то и благоприятный климат гусям не поможет. Как, впрочем, и всей остальной дикой природе.
Конец - делу венец